Притча о слепце и хромце

Среди слов и поучений святителя Кирилла Туровского одна из самых оригинальных и интересных — притча о слепом и хромом (о слепце и хромце — в славянском оригинале). Прототип этого произведения — евангельская притча Спасителя о хозяине виноградника и злых работниках (Мф. 21, 33-46), однако евангельский сюжет — лишь отправная точка для святителя.

Был некий хозяйственный человек; он посадил виноградник, оградил его забором, выкопал колодец, сделал вход и ворота, но не закрыл вход. Возвращаясь домой, он сказал себе: кого я оставлю сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-либо из служащих мне, то, зная мою снисходительность, они расточат мое добро. Вот что сделаю: приставлю к воротам слепого и хромого, — так что, если кто из моих врагов захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромой, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; а слепец если и пойдет, то попадет в пропасть и разобьется. И посадив их у ворот, дал им власть над всем, что вне виноградника, дал им достаточно пищи, обеспечил одеждой и сказал: того, что находится внутри виноградника, не касайтесь без моего разрешения. После этого он ушел, сказав, что возвратится через некоторое время.

После того, как они посидели некоторое время, слепой сказал хромому: «Что это за приятный запах из ворот виноградника?» Хромой ответил: «Внутри виноградника у нашего господина есть много хорошего и несказанно приятного на вкус. Но так как наш господин премудр, то он посадил тебя слепого и меня хромого, так что не можем мы достичь и насытиться тех хороших плодов». А слепой сказал в ответ: «Что же ты раньше не сказал мне этого? Хотя я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и бремя» (под бременем необходимо понимать грех — душевное бремя). И сказал слепец: «Бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мне путь, и соберем все блага нашего господина. Если же придет сюда наш господин, то укроется от него наше дело. Если он меня спросит о воровстве, то я скажу: ты знаешь, господин, что я слеп. Если же спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда».

И вот сел хромой на слепого, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все находившиеся там блага своего господина.

Видев же тот человек, что его виноградник обокраден, счел нужным разлучить слепого от хромого и повелел сначала привести хромого, чтобы его допросить. Когда же был приведен слепой, последовал допрос. «Не поставил ли я тебя, — сказал господин, — как доброго сторожа моему винограднику; зачем же ты его обокрал?» «Господин, — отвечал тот, — ты знаешь, что я слеп и без водящего меня не вижу, куда идти; я не видел никого, и не слыхал, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, вслед которому я стал бы громко кричать. Но я думаю, господин, что воровал хромой».

Тогда господин приказал охранять слепого в укромном месте, где сам знал, пока не придет к винограднику, призовет хромого и будет судить обоих. Затем, придя к винограднику для собирания плодов и видя все раскраденным, господин призвал хромого и поставил его на очную ставку со слепым, и начали они обличать друг друга. Хромой говорил слепому: «Если бы ты меня не носил, никак бы я не мог при своей хромоте добраться туда». А слепой говорил: «Если бы ты не показывал мне путь, то никак бы я не мог добраться туда». Тогда господин, севши на судейском месте, сказал: «Как вы крали, так и теперь пусть сядет хромой на слепца». И когда хромой сел на слепого, то господин приказал всем рабам своим немилостиво казнить их и мучить в темнице; там будет плач и скрежет зубов.

Разумейте же, братие, толкование этой притчи. Человек домовитый — Бог Отец, Творец всего; Его Сын — доброго рода — Господь наш Иисус Христос. А виноградник — это земля и этот мир. Забор виноградника — закон Божий и заповеди. А слуги, бывшие с господином, — ангелы. Хромой — это тело человека, а слепой — его душа. А то, что господин посадил их у ворот — это значит, что Он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божию и за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится к Богу и оправдывается: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому и нет мучения душам до второго пришествия, но они блюдутся Бог знает где. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умерших, тогда души наши внидут в вечную жизнь, а грешники — в бесконечную и бессмертную муку.

Перевод на русский язык епископа Минского и Туровского Евгения (Шерешилова).
Текст с незначительными изменениями приводится по изданию:
Творения поучительные святого Кирилла, епископа Туровского.
Памятник литературы XII столетия. Переиздание с издания 1880 года.

minds.by