Образ святого

В 1962 г. во время раскопок городища древнего Турова (раскопки автора) в слое XIII-XIV века и приблизительно в одном месте были найдены 4 свинцовых образка овальной формы. Они выполнены в технике высокого горельефа в реалистичной манере. Им нет аналогий в вещевом археологическом материале древнерусского периода, и уже поэтому эти находки представляют значительный интерес.

Как можно предположить по ряду признаков, небольшие туровские образки (самый большой по оси эллипса имеет размер 24 мм) были, скорее всего, вставными частями напрестольного креста, на котором располагались в определенной церковными канонами композиции.

Один из образков — это изображение Божьей Матери в традиционной канонической манере. Определение изображений на других образках может быть сделано только в форме предположения. Два из них — это возможные изображения святой великомученицы Варвары с крестом в руке и преподобной святой Анастасии или Евдокии.

Но наибольший интерес для нас представляет четвертый образок с поясным изображением в анфас какого-то святого. Высокий лоб, сильно сжатые уста свидетельствуют о твердом характере умудренного жизненным опытом и книжным научением старого человека. Прижатая к груди левой рукой книга и сложенные три пальца правой руки символизируют твердость веры и позволяют предположить, что это крупный христианский просветитель-проповедник, который много сделал для расширения христианства и канонизирован Церковью.

Наброшенный на плечи омофор с крестом говорит о том, что при жизни он был епископом. Вполне правдоподобно суждение, что этот образок, если он действительно был частью напрестольного креста, представляет собой изображение святого Кирилла Туровского, так как на напрестольных крестах, в верхней их части, было принято помещать изображения местночтимых святых, а Кирилл Туровский на момент создания креста был, скорее всего, одним из канонизированных Туровских святых, который имел епископский сан. Далеко не у всех христианских святых есть свои канонические изображения. Очень вероятно, что мастер-ювелир, который получил приказ изготовить изображения особенно почитаемых в Турове святых, оказался в тяжелом положении как раз потому, что иконописного изображения Кирилла Туровского не существовало. Был единственный выход — придать изображению некоторые характерные особенности при обязательном изображении атрибутов канонизированного святителя — книги и омофора. Изображение на туровском образке очень напоминает изображение Николая Чудотворца. Но широкая лопатоподобная борода этого святого изображается раздвоенной только изредка и только на самом конце. Возможно, более широкое и глубокое раздвоение лопатоподобной бороды на туровском образке и есть та отличительная черта, которой мастер-ювелир хотел отличить изображение Кирилла Туровского от широко известных изображений Николая Чудотворца. Можно допустить, что народное предание донесло до ювелира портретные черты Кирилла Туровского — его высокий и широкий лоб, лысую голову, раздвоенную лопатоподобную бороду.

Если на этом образке действительно изображен Кирилл Туровский, то мы находим еще одно подтверждение тому суждению, что Туровские образки изготовлены в XIII столетии, потому как канонизация святых Православной Церковью происходит не ранее как через 40-50 лет после их смерти, а Кирилл Туровский оставил Туровскую епархию приблизительно в 1182 г., после чего жил в одном из туровских монастырей.

В заключение имеет смысл напомнить, каким представлен святой Кирилл Туровский в наставлениях для средневековых иконописцев «Подлиннике»: «Падабенствам сіваваты, валосы (спадаюць — Рэд.) з вушэй, а барада з Міколіну, але не кучаравістая — простая, рыза свяціцельская, у амафоры».

Автор - Пётр Лысенко/ minds.by