Школа-церковь в Асаревичах: как это было

Передо мной – копии страниц двух декабрьских номеров «Минских епархиальных ведомостей» за 1906 и 1910 годы, которыми поделился иерей Ростислав Бондаренко – настоятель Селецкой Спасо-Преображенской церкви в Брагинском районе. В номере за 1 декабря 1906 года описывается торжественная церемония закладки церкви-школы в деревне Асаревичи Речицкого уезда Минской губернии. Строи­тельство кирпичного здания осуществлялось стараниями местного помещика Василия Ермиевича Рындина с небольшим пособием от казны.
Владелец имения Рындин задумал строительство еще в 1902-м, но переписка по этому делу тянулась долго. Нужно было получить разрешение Минского епархиального училищного совета, которое последовало только в июле 1906 года. Начало строительству положено 3-го (по новому стилю 16-го) октября.

Школа-церковь в Асаревичах: как это было
11:46 / 11.06.2023 / Гомельская правда , Валентина Бельченко

Закладка первого камня

Передо мной – копии страниц двух декабрьских номеров «Минских епархиальных ведомостей» за 1906 и 1910 годы, которыми поделился иерей Ростислав Бондаренко – настоятель Селецкой Спасо-Преображенской церкви в Брагинском районе. В номере за 1 декабря 1906 года описывается торжественная церемония закладки церкви-школы в деревне Асаревичи Речицкого уезда Минской губернии. Строи­тельство кирпичного здания осуществлялось стараниями местного помещика Василия Ермиевича Рындина с небольшим пособием от казны.
Владелец имения Рындин задумал строительство еще в 1902-м, но переписка по этому делу тянулась долго. Нужно было получить разрешение Минского епархиального училищного совета, которое последовало только в июле 1906 года. Начало строительству положено 3-го (по новому стилю 16-го) октября.

Вся деревня в тот день, согласно описанию, с «раннего утра до поздней ночи приняла праздничный вид». Место закладки церкви сельчане украсили иконами, хоругвями и крестами, а также коврами, зеленью. В полдень Рындин объявил населению о полученном им официальном разрешении на постройку и попросил начать богослужение. Освящение места и закладку здания совершили собором во главе с председателем Речицкого уездного отделения Минского епархиального училищного совета, священником Николаем Можаровским. Среди присутствующих упоминаются также храковичский священник Иосиф Лукашевич с дьяконом и два священника соседних сел – Грушного Минской губернии и Радьковки Черниговской губернии. В богослужении участвовали два хора певчих.

После закладки камней прозвучал благодарственный молебен. Затем отец Николай произнес трогательную речь, назвав постройку церкви вместе со школой редким на то время случаем. Отводилось для этих целей «усадебной земли полдесятины с затратой очень больших средств».

На торжество собралось около тысячи человек. Во время обеда произносились тосты, в том числе за здравие «устроителя церкви» Рындина. В его адрес звучала благодарность за доброе дело, на что владелец имения, тронутый до глубины души приветствиями, отвечал: «Все зависит от воли Божией».

Был предложен тост и за местного священника Лукашевича, а певчие исполнили гимн святым Кириллу и Мефодию. Крестьяне выразили желание именовать школу Алексеевской – в честь наследника российского престола. В тот же день была подготовлена телеграмма Его Императорскому Величеству с соответствующей просьбой. Одновременно с ней послана еще одна – в Минск, преосвященному епископу Михаилу. В ней сообщалось о закладке в Асаревичах церкви-школы и отправленной телеграмме Николаю II, а также содержалась просьба «молитв на успешное продолжение и окончание работ».

Освящение

Ровно через четыре года в «Минских епархиальных ведомостях» появилась публикация о торжестве в Асаревичах по случаю освящения церкви. Автор статьи – священник Иоанн Киркевич, уездный наблюдатель церковных школ, назвал его небывалым явлением «для Речицкого уезда, если не для всей Минской губернии». Но сначала рассказал, как велось строительство: в 1906 году – закладка первого камня, через четыре года выведены стены здания и первый этаж, на котором расположилась двухклассная церковно-приходская школа. После освящения ее открыли при «громадном количестве учащихся даже из дальних селений уезда». Зимой и летом 1910 года выполнялась отделка второго этажа под церковь. К сентябрю, как и предполагалось, строительство было завершено.

Объясняется и долгий период работ: Рындин сделал много отступлений от первоначального плана в пользу расширения и внешней красоты здания. Оно увенчано пятью куполами и высоко поднятой колокольней, вызолоченный крест которой был виден за много верст – с палубы днепровского парохода. Иконостас расписан под мрамор и уставлен художественными иконами. Местные – «нестеровского письма», копировались с оригиналов киевского Владимирского собора. В стенах – ниши с нарисованными углем изображениями: благословение детей, явление воскресшего Христа Марии Магдалине, великомученик Георгий Победоносец и равно­апостольные Владимир и Ольга. Позже сюда, как замечает Иоанн Киркевич, будут вставлены картины, написанные мас­ляными красками. Храм вмещал до 800 молящихся.

Теперь – об освящении храма, которое прошло 26 сентяб­ря 1910 года. Василий Ермиевич очень хотел, чтобы сделал это епископ. Но владыка, хотя и обещал прибыть в Асаревичи, на тот момент выехал из Минска в Петербург, в Святейший синод. Не оправдалась надежда и на одного из викарных епископов Киевской епархии: там тоже были заняты неотложными делами. Не отступая от желания придать торжеству «особое великолепие», Рындин пригласил одного из архимандритов Киевского Михайловского монастыря – Адриана, который прибыл в Асаревичи пароходом.

Василий Ермиевич устроил почетному гостю подобающую встречу. Берег Днепра был усыпан людьми и экипажами. Дорога к церкви украшена несколькими арками из зелени. Когда пароход причалил к берегу, раздался церковный звон. В храме, украшенном зеленью и национальными флагами, в шесть часов вечера началось всенощное бдение архимандритом в сослужении шести священников и трех дьяконов и закончилось около десяти часов.

Икону святых великомучеников Флора и Лавра подарил храму в день освящения архимандрит Адриан

День освящения – 26 сентяб­ря – выдался великолепным, с ясной солнечной погодой. С раннего утра храм был полон, а толпы народа из окрестных деревень всё подходили. В девять часов прибыл архимандрит. Освящение воды, а затем и храма во имя святого апостола Ермия и преподобного Василия Исповедника проходило с участием председателя Речицкого уездного отделения Минского епархиального училищного совета Николая Можаровского, уже названного Иоанна Киркевича, местных священников Михаи­ла Лишевского и Александра Ржецкого, а также служителей алтаря из соседних приходов Черниговской епархии.

После последовала божественная литургия. Совершалась она долго, так как было много причастников, в их числе храмоздатель Рындин с супругой, его братья и сестры, прибывшие на торжество в Асаревичи. Затем – молебен святым, во имя которых назван храм.

Особое внимание автор обращает на службу архимандрита Адриана. Его «чудный высокий голос», «необыкновенно выразительное произношение молитв», ораторское мастерство вызывали особый подъем молитвенного настроения. Торжеству способствовало также прекрасное пение местного хора под руководством учителя церковно-приходской школы Павла Солодухо.

По окончании богослужения церковный погост пре­образился: «весь был уставлен импровизированными столами, на коих дымились горячие ку­шанья, предложенные Василием Ермиевичем совместно с местными жителями пришлым богомольцам». Затем Рындины предложили роскошный обед всем гостям.

После отъезда архимандрита в Киев торжества в Асаревичах продолжались еще два дня. Казалось, что «местные жители, оставив все свои житейские попечения, одушевлены одним только желанием молиться и молиться».

Из деревни в село

Еще на этапе строительства храма жители Асаревичей обратились с прошением к минскому губернатору придать деревне статус села. Это выяс­нилось благодаря запросу, сделанному иереем Ростиславом Бондаренко в Национальный исторический архив Беларуси. Полученные копии документов дословно воспроизводят написанный от руки текст.

Прошение направлено губернатору 7 августа 1909 года. Ходатайство включает два пунк­та. Первый – признать деревню селом ввиду «устроенной у нас каменной церкви и увеличения населения». Второй – разрешить в Асаревичах проведение трехгодичных ярмарок: Васильевской (1 января), Троицкой (на Пятидесятницу) и Михайловской (8 ноября) – наиболее подходящих и необходимых по местным условиям. В конце выведено аккуратным почерком: «прилагаем копию общественного приговора, где видны наши надежды».

Согласно печати канцелярии губернатора, прошение получено 14 августа 1909 года и принято к рассмотрению 19 августа. Крестьян уведомили о направлении их ходатайства по назначению, что они подтвердили распиской, которая пришла в Минск 19 сентября.

Как и поручил губернатор, вопрос рассматривался в Минском губернском присутствии. Из копии общественного договора следует, что 12 июля в Асаревичах состоялся сельский сход. Крестьяне «имели суждение» о том, что в их деревне заканчивается строи­тельство каменной церкви-школы – «редкого величественного храма, устраиваемого их владельцем и благодетелем Василием Еремеевичем Рындином». И что живут они с единственным владением помещика, «разверстанным в 1882 г.», весьма по-соседски, дружественно, ни в чем не стеснены и никаких недоразумений нет. Более того, количество дворов в деревне увеличилось с 58 до 107, в некоторых – по 17 душ. В силу этого следует ходатайствовать о придании Асаревичам статуса села.

В качестве аргумента для открытия трехгодичных ярмарок приводилась, во-первых, зажиточность крестьян. Их общество, как отмечается, владеет недвижимой собственностью, усадебными, полевыми, луговыми и лесными землями. Кроме общего сельскохозяйственного занятия имеет «отхожий заработочный промысел», а также три ветряные мельницы и четыре конные, просорушки и крупорушки, скот. Для сбыта своей продукции и приобретения другой, а также обмена «нужен международный торговый съезд». То есть ярмарки в интересах не только жителей Асаревичей, но и окружающей местности.

Во-вторых, крестьяне делали акцент на том, как они заботятся о своем благе и приумножении сбережений. Упоминали некоего еврея, живущего с сыновьями в их деревне: он устроил «такую монопольку», что никто сюда не имел права являться, что-либо покупать или продавать, кроме его самого или с его откупа. Крестьяне оказались в «страшном стеснении и порабощении, то есть в крепостной зависимости». Если кто являлся в деревню и нанимал их на «отхожий промысел», то еврей брал с них произвольный подушный откуп – без этого не позволял промышленникам входить в соглашение.

Более того, крестьянское общество часто нуждалось в оборотных средствах. А временный заем, предоставляемый тем самым евреем для поддержания своих хозяйственных занятий, труда и промышленности, приходилось возвращать с невероятно высокими процентами. Поэтому они вынуждены были хлопотать об открытии в Асаревичах ссудо-сберегательного сельского товарищества мелкого кредита с пособием от правительства. Средства, выделенные на начало такой деятельности, общество обязалось вернуть из своих прибылей и оборотов в течение пяти лет по истечении 10-летнего срока существования товарищества.

Еще один довод в пользу обретения деревней статуса села и, как следствие, проведения там трехгодичных ярмарок – расстояние до торговых местечек. От Брагина, как подчеркивали крестьяне, их отделяет 35 верст, от Комарина – 22. «Необходимые продукты сельского хозяйства сбывать и покупать страшно затруднительно», а во время разлива даже невозможно. Возникла необходимость открыть общественную сельскую потребительскую лавку, чтобы была возможность продавать и сбывать сельские продукты на выгодных для крестьян условиях. Соответствующее разрешение было получено от правительства после рассмот­рения их прошения.

Таким образом, в деревне располагалась практически вся база, необходимая для жизне­обеспечения сельчан. Планировалась также постройка общественной бани при поддержке Рындина – «заботящегося и постоянно помогающего в болезненных случаях своими личным трудом и средствами».

Высказывалось также пожелание, чтобы в церковно-приходской школе, кроме грамоты и сельскохозяйственной отрасли, была введена и трудовая – по изучению детьми слесарно-кузнечного ремесла. С такой просьбой Рындин обратится в училищный совет.

Рассмотрев прошение крестьян, губернское присутствие не увидело препятствий «к переименованию Асаревичей в село». Постановление придать ей такой статус вынесено 24 ноября 1909 года. Вопрос об открытии ярмарок был передан на обсуждение в губернский комитет по делам земельного хозяйства.


Источник