ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОМЕЛЬСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ С.А. Юрис, Т.А. Юрис, И.А. Грищенко УО ГГТУ им. П.О. Сухого, БТЭУ ПК

Гомельское отделение Могилевского Богоявленского братства было создано 19 октября 1897 г. [1, л. 33 об.].
Культурно-просветительская работа сразу стала из значимых видов деятельности братской организации и имела ряд направлений. Направлением, рассчитанным на массовое участие людей, было открытие бесплатных народных библиотек-читален. Открытие бесплатных библиотек-читален в г. Гомеле и в предместье Гомеля – Белице состоялось уже в 1898 г. Обе они были созданы при Попечительстве о народной трезвости. За первый год деятельности братской организации было открыто 8 библиотек-читален. Управлением отделения учитывалась специфика условий работы библиотек. В местностях, где не было заметного влияния иноверия, создавались обычные духовно-просветительские библиотеки. Помимо церковно-религиозной литературы, они включали книги исторического содержания, брошюры по земледелию, гигиене и прочее. В населенных пунктах, в которых были приверженцы штундизма или раскола (в селах Уть, Иваки, местечке Ветка)
в библиотеках было значительное количество миссионерской
и противосектантской литературы.
Помимо классических библиотек-читален, рассчитанных на приходящего читателя, который либо читает книги непосредственно в помещении библиотеки, либо получает книгу для прочтения на дом, в том же 1898 г. стали создаваться уличные библиотеки (витрины). Такая библиотека-витрина была открыта при Ивакском храме. Ее фонды регулярно пополнялись. Так, в 1899 г. настоятелю Ивакской церкви, священнику Платону Гошкевичу для бесплатной раздачи и обновления фонда библиотеки было выдано 600 экземпляров Троицких листков и 100 брошюр [2, с. 112].
Библиотеки отделения братства активно посещались населением.
К примеру, в Глубочанской чайной, с ноября 1899 г. по август 1898 г. было взято 350 книг для чтения на дому (книги выдавались на дом только известным крестьянам во избежание неаккуратного с ними обращения), и в чайной читали книги около 3000 человек. В м. Хальч библиотека за указанный период выдала для бесплатного чтения населения 220 книг.
Из донесений заведующих библиотеками-читальнями отделения также следует, что население интересуется книгами различного содержания (Хальч, Глубоцкое, Уть, Гомель) [2, с. 111].
Всего с открытия отделения до 1901 г. Гомельское братское отделение открыло 14 библиотек-читален (включая 2 уличных), общий книжный фонд их составлял 3690 книг различного содержания [3, с. 81].
Открытие и содержание библиотек требовало значительных финансовых затрат. Поэтому в 1901 г. братство не открывало новых,
а занималось пополнением фондов и ремонтными работами в уже открытых библиотеках. Процесс создания новых библиотек отделением братства был возобновлен в 1902 г.
Помимо создания библиотек-читален, Гомельское отделение братства занималось бесплатным распространением литературы. Как правило, акции по распространению книг инициировались священниками какой-либо церкви или же епархиальным управлением. К примеру, в 1897 г. управление отделения по просьбе священника тюремной церкви Гомеля выделило 170 экземпляров книг для чтения заключенными. Основная цель раздачи литературы была миссионерская. В 1898 г. было выдано епархиальному миссионеру 450 экземпляров брошюры «Решение 5 трудных вопросов для глаголиемых старообрядцев вопросов о Церкви Христовой» для бесплатной раздачи раскольникам [3, с. 129–130].
Книги использовались и как способ вознаграждения за исполнение поручений братства, за вклад в религиозную жизнь приходов. Так, имея
в виду, что правильное и благонравное чтение в церкви оказывает громадное воспитательное влияние, поддерживая и питая религиозное настроение молящихся, отделение братства в 1899 г. выдало 158 экземпляров Нового Завета, ценою по 75 копеек каждый, в награду лучшим чтецам во всех приходах уезда, согласно представлениям приходских священников. Для памяти о событии на каждой книге была поставлена подпись и печать отделения. За бесплатное и усердное отношение к делу заведывания библиотеками-читальнями отделения награждены книгой – Новый Завет с подписью и печатью – сиделец в чайной (второй) г. Гомеля – г. Курошко и сидельца Белицкой чайной –
г. Владычанская; заведующий книжной торговлей отделения в часовне Петро-Павловского собора В.А. Шевелев, несущий обязанности приёма, выдачи, сортировки и продажи книг, награждён Библией [2, с. 113].
Общее собрание членов отделения братства 17 мая 1898 г. обсудило возможность устройства в Гомеле, в Спасовой слободе, где жили старообрядцы, одноклассной церковно-приходской школы, в которой вместе с православными могли бы учиться и дети старообрядцев. Открытие этой школы признано общим собранием весьма желательным. Причем общее собрание предоставило управлению отделения определенные средства для этой цели и ходатайствовало об открытии школы. В связи с созданием школы для детей старообрядцев был поставлен вопрос о том, могут ли старообрядцы быть допущены к участию в отделении братства в качестве действительных членов с правом голоса. Несомненно, многие старообрядцы, узнав о том, что для их детей устраивается отделением школа, пожелали бы поступить в число членов отделения. Епископ Мисаил наложил резолюцию, в которой сослался на § 6 устава отделения братства, в котором отмечалось, что старообрядцы могут быть допущены к участию в делах братства в качестве членов соревнователей без права голоса [4, л. 36–37].
Заботясь о религиозном просвещении народа, отделение братства
с разрешения Мисаила от 19 апреля 1900 г. за № 1530 открыло внебогослужебные чтения по воскресным и праздничным дням
в Гомельском Петро-Павловском соборе и Троицкой церкви поочередно. Всех чтений в 1900 г. было 17. Перед чтениями обычно совершались торжественные вечерни при пении хоров означенных церквей. Велись чтения местным духовенством и живущими в Гомеле лицами, получившими богословское образование по программе, утвержденной Его Преосвященством от 19 апреля и 9 ноября за № 4568. Чтения посещались простым народом от 300 до 500 человек [3, с. 80–87].
Принятие Закона «О веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. изменило среду деятельности православных братств. В условиях усиления межконфессиональной борьбы братства разнообразили свою деятельность, усилив миссионерский аспект.
С 1907 г. Гомельское отделение начало заниматься издательской деятельностью. Первыми четырьмя его изданиями стали листки и брошюры, а именно: «Противъ обычая драться вербами», «Размышленіе въ Великій Пятокъ», «Учрежденіе Гомельскаго викаріатства, первый Гомельскій Епископъ, преосвященнѣйшій Митрофанъ и первыя его служенія въ Гомелѣ», «Посѣщеніе г. Рогачева Его преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Митрофаномъ, Епископомъ Гомельскимъ» [5, с. 57]. Финансовые затруднения в следующем году привели к отказу Гомельского отделения от издания духовно-нравственной литературы.
В 1909 г. Гомельское братство стало самостоятельной организацией. Оно поставило перед собой несколько новых задач в просветительских целях. Братство собирало ежегодно до 3000 руб. пожертвований, имело читальный зал с библиотекой, устраивало миссионерские курсы. В центре города оно приобрело участок земли для устройства дома для просветительских учреждений. Братство организовало обучение на курсах кройки и шитья 20 девиц (1912 г.) [6, л. 58, 59]. В 1913 г. с благословения Константина, епископа Могилевского и Мстиславского, при братстве было открыто общество трезвости, председателем которого был избран Варлаам, епископ Гомельский. Общество имело свой устав, совет и кассу. «Могилевские епархиальные ведомости» опубликовали подробный отчет о проведении праздника трезвости в Гомеле 4 мая 1914 г.
Одним из направлений работы братства стали богословские публичные чтения. Первые такие чтения в Гомеле состоялись 20 января 1914 г. Инициативу проявил командир 160-го пехотного Абхазского полка полковник Н.Д. Ливенцев, который от имени общества офицеров пригласил Преосвященного Варлаама повторить прочитанную владыкой в Могилеве лекцию о христианском воспитании детей в стенах военного собрания для гомельской публики. Представители Гомельского духовенства высказали мысль о желательности продолжения подобных богословских чтений и об устройстве для этого епархиального дома
[7, с. 237–239]. Высказалось также пожелание организовывать не только народные чтения, но также для интеллигенции и учащейся молодежи на наиболее волнующие в то время умы темы (социализм, теософия, естествознание и Библия, учение Л.Толстого, воспитание детей,
о Ф. Достоевском и его типах). Дальнейшая работа в этом направлении была прервана Первой мировой войной, гибелью Российской империи.
Процесс создания молодежных православных братств в Гомельской епархии возобновился в начале 2000-х гг. В отличие от братств второй половины XIX в. нововосстановленные братства создаются теперь при приходских храмах.
Основы их деятельности заложены в социальной концепции Русской Православной Церкви (август 2000 г.). В ней, в частности, отмечено, что, несмотря на светский характер современного государства, при созидании даже земных благ ему не обойтись без определенных нравственных норм, тех, которые Церковь считает необходимыми и для вечного спасения. «Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви».
РПЦ определила область соработничества церкви и государства по устроению жизни народа, среди этих направлений сфера духовного, культурного развития, нравственного, патриотического воспитания, образования.
Некоторые из новообразованных в Гомельской епархии братств активны в просветительской и образовательной сферах. «Братство православных студентов-медиков и молодых врачей в честь преподобной Манефы Гомельской» при кафедральном Свято-Петро-Павловском соборе г. Гомеля образовано в 2006 г. Инициатива в его создании принадлежала доктору медицинских наук Гомельского медицинского университета Игорю Михайловичу Савченко. Первоначально в братство вошли
4 студента. Ныне возглавляет братство протоиерей Вадим Лапицкий.
В нем насчитывается 20 братчиков (2012 г.), на февраль 2013 г. – 25 человек [8]. Основной задачей братство считает духовно-просветительское развитие молодых медиков. Для исполнения поставленной задачи братство регулярно проводит тематические вечера, участвует в волонтерской деятельности в Доме малютки. Члены братства участвуют в ежегодной научно-практической конференции на базе Гомельского государственного медицинского университета.
Традиция участия православных братств в пропаганде здорового образа жизни берет свое начало на рубеже XIX–XX вв., когда в Российской империи создавались Общества трезвости. Современные братства участвуют в духовно-просветительских чтениях, затрагивающих проблему здоровья человека и экологии. 14–15 ноября 2013 г. в Гомельском государственном медицинском университете в рамках Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицины» прошли чтения «Христианский взгляд на проблемы современной биоэтики и деонтологии», организованные братством православных медиков в честь преп. Манефы Гомельской. С 2013 г. данные чтения в ГГМУ стали проводиться дважды в год [9].
Следует отметить постоянно возрастающую духовно-религиозную составляющую в проблематике студенческой научной конференции, что нашло свое отражение в чтениях «Медицина и православие: к исцелению души и тела», проходивших 24 апреля 2014 г. Основными направлениями чтений стали такие вопросы, как церковь и медицина; биоэтические проблемы; портрет верующего врача; этические проблемы трансплантологии; жизнь и смерть как главные проблемы биомедицинской этики; здоровье и болезнь: от состояния организма до состояния души; эвтаназия: есть ли право на смерть; роль священника в лечении и исцелении души и тела.
Братство «Мир ярче» при Свято-Никольском монастрые возглавляет игумен Феодорит (Золотарев). Основной направленностью деятельности братство считает социальную и своей задачей считает курирование гомельского детского хосписа (при поликлинике № 7). Члены братства посещают дома престарелых в Присно и Шубино, ведут переписку
с престарелыми людьми, проводят духовно-нравственные занятия
в интернате в Улуковье. Братство создано в декабре 2012 г.
Молодежное братство при храме рождества Пресвятой Богородицы г.п. Урицкое возглавляет протоиерей Артемий Кривицкий. Братство организовывает проведение обучающих семинаров, реализовывает проект «Братья», участвует в пасхальных и рождественских концертах, крестных ходах, посещает летний лагерь для трудновоспитуемых. Одним из направлений социальной деятельности братства является проведение передвижных стендовых выставок против абортов под девизом «Спасай взятых на смерть», во время проведения которых братчики трудятся волонтерами. Заседания братства проходят после воскресной Литургии. Обязательной компонентой заседания является полезно-познавательный элемент. Обычно братчики получают некое домашнее задание, как правило, это прочтение небольшого отрывка Священного Писания.
Во время следующей встречи-занятия происходит совместный разбор и толкование этого отрывка с опорой на святоотеческую традицию. Заседания братства посещает 15 человек (2012 г.). Участники братства регулярно выезжают на обучающие курсы по молодежному
и миссионерскому служению в другие города Беларуси, что позволяет познакомиться с опытом других братств в организации молодежного движения и укрепить связи между братствами.
Таким образом, Гомельское отделение Могилевского православного Богоявленского братства, созданное в 1897 г., активно занималось культурно-просветительной работой, благотворительностью, не замыкаясь в территориальных пределах города. Свои библиотеки-читальни оно открывало по всему уезду.
Создаваемые с начала 2000-х гг. молодежные братства также занимаются просветительской деятельностью, они переживают процесс становления и активно ищут ее актуальные формы.

Список использованных источников
1. Журнал Совета Могилевского Православного Богоявленского Братства
от 05.03.1897 // НИАБ. – Ф. 2318. – Оп. 1. – Д. 35.
2. Протокол Общего собрания членов Гомельского Отделения Могилевского Церковно-православного Богоявленского Братства 30 января 1900 г. // Могилевские епархиальные ведомости. – 1900. – № 9 (часть официальная). – С. 110–117.
3. Отчет о состоянии и деятельности Гомельского Отделения Могилевского Церковно-Православного Богоявленского Братства за 1900 г. // Могилевские епархиальные ведомости – 1901. – № 9 (часть официальная). – С. 80–87.
4. Журнал Совета Могилевского Православного Богоявленского Братства от 29.09.1898. // НИАБ. – Ф. 2318. – Оп. 1. – Д. 37.
5. Жудро, Ф.А. Город Гомель (Могилевской губ.) с 68 автотипиями
/ Ф.А. Жудро, И.А. Сербов, Д.И. Довгялло. – Вильно: Сев.-Зап. отд. Импер. Русского географического о-ва, 1911. – 61 с.
6. Отчет о состоянии Могилевской епархии за 1912 г. Святейшему правительствующему Синоду // НИАБ. – Ф. 2301. – Оп. 1. – Д. 523.
7. Могилевские епархиальные ведомости – 1914. – № 7–8 (часть неофициальная). – С. 237–239.
8. Отчет протоиерея Вадима Лапицкого от 18.02. 2013 г. // Текущий архив Гомельской епархии Белорусской Православной церкви (ТАГЕ БПЦ). Отчет протоиерея Вадима Лапицкого от 20.11.2013. // ТАГЕ БПЦ.