ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ЖИЗНИ В ОБРАЗЕ Н. РОСТОВОЙ Т.В. Швед УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»

В 60–70-е гг. XIX в. возрастает интерес к историческому прошлому России. Появляются произведения А. Толстого об эпохе Ивана Грозного, затем М. Салтыков-Щедрин публикует свою знаменитую «Историю одного города» и, наконец, Л. Толстой пишет эпопею «Война и мир». История понадобилась писателям для того, чтобы найти ответ на вопросы современности, уловить закономерность социального развития России.
Л. Толстой, обратившись к эпохе Отечественной войны 1812 г., установил важную закономерность исторического развития. По мнению писателя, историю определяет не отдельная гениальная личность,
а народы. Личность заявляет о себе только тогда, когда становится выразительницей народных интересов.
В свою очередь, народами движет закон естественной необходимости жизни, который воплощает природный ее ход, не зависящий от воли отдельного человека. Вот почему писатель становится приверженцем такой философии истории, которая именуется «фатализмом». Чтобы произошло то или иное историческое событие, необходимо слияние миллионов интересов, желаний и чувств. И в этом смысле воля отдельного человека ничего не значит.
Подобные философские построения легли в основу сюжета, композиции и системы образов «Войны и мира». Особенно наглядно закон естественной необходимости жизни в своей социальной ипостаси проявляется в образе русского полководца М.И. Кутузова, а в плане истории отдельной личности он сказывается в образе Н. Ростовой.
Н. Ростова – это самая непосредственная героиня эпопеи, она живет не умом, а сердцем, полагая, что сердце подскажет ей, как поступить, сделать правильный выбор. И эта естественная непосредственность героини оказывает сильнейшее влияние на окружающих. Все основные герои «Войны и мира» озарены внутренним светом духовности и естественности Наташи, в нее были влюблены, либо серьезно увлечены ею, Б. Друбецкой, В. Денисов, А. Болконский, А. Курагин, П. Безухов. Следовательно, в характере Наташи есть нечто, что привлекает к ней человеческие сердца. И для самого писателя она является любимой героиней. Кроме того, с образом Наташи связаны идеи Толстого о предназначении женщины: быть супругой и матерью. Вот почему писатель в конце произведения нарочито утрирует ее образ, делает героиню толстой и некрасивой.
Характер героини таит в себе некую загадку. Когда критики, разбирая «Войну и мир», пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались в положении Пьера Безухова, которого Марья Болконская просит рассказать о Наташе: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос.
Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать» [1, 234].
Очаровательная, обворожительная – эти слова, хотя и являются сразу, когда надо сказать о Наташе, сами по себе они все-таки далеко недостаточны, чтобы выразить природу Наташиного очарования. Жеманные эти слова могут поверхностно представить Наташу; они не говорят ничего о глубокой серьезности тех основных проблем человеческой жизни, к которым имеет самое близкое отношение Наташина прелесть. Ведь она не просто приятна, радует, развлекает или, может быть, освежает, – она обновляет, освобождает, и человек сам не может объяснить такого эффекта от общения с «переполненной жизни» девочкой.
Наташа Ростова – образ, в котором соединилось многое из того, что было дорого писателю. Это воплощенная энергия и живость, соединенные с добротой и чутким сердцем, это красота и обаяние, нежность. Наташа – любимица в семье. Она естественна в каждом своем движении, художественно одарена, прекрасно поет, танцует. Ее живая, созидательная энергия спасительна для всей семьи.
Жизнь Наташи Ростовой в романе показана на всех этапах ее развития, от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. В отличие от Пьера Безухова и Андрея Болконского, путь развития Наташи проходит по существу в сфере чувств. В ее развитии нет сложной духовной жизни, свойственных Пьеру и Андрею интеллектуальных запросов, философских размышлений о смысле жизни.
Автору удается показать душевность этой девочки, углубленность ее мировосприятия и в то же время непосредственность ее душевных движений. Редко прибегая к авторской характеристике Наташи, он ищет способы и средства ее художественного самовыражения в движениях, жестах, мимике, поступках и, главным образом, в ее речи. Речь героини с присущей ей «характерной неправильностью», экспрессивностью, богатством интонаций, оттенков произносимого слова чрезвычайно индивидуальна и в высшей степени выразительна. Героиня любит неожиданные образные выражения.
В тексте романа говорится о «ростовской породе» как некой особенной черте семейного характера. Наташа пользовалась известной свободой воспитания, и о всей картине жизни семьи Ростовых писатель говорит, что только в среде добрых и простодушных людей могла появиться такая девушка. В ее душевной жизни большое место занимает особое чутье по отношению к людям, в ней говорит своеобразный «ум сердца».
В Наташе нет особой склонности к самопожертвованию, она
в полной мере живет для себя и своей жизнью. Она хочет не только быть счастливой, но и других видит счастливыми. Героиня способна проникнуться чувствами другого человека, понять их. Это обогащает внутренний мир самой Наташи, расширяет эмоциональную сферу, поднимает ее до подлинного закона жизни.
Война 1812 года потребовала от Наташи многих физических
и нравственных жертв. В ней глубина и искренность патриотического порыва имеют стихийный характер, но именно в этой стихийности есть своя внутренняя сила, ее всеобщность, потому что в действиях Наташи находят выражение неосознанные стремления, скрытые чувства и других людей.
В романе значительное место занимает идея ограниченности, бессилия человеческого разума. Толстой противопоставляет ему подсознательное, интуитивное начало в деятельности людей. Этой мысли подчинены образы Кутузова, Пьера Безухова и, в наибольшей степени, Наташи Ростовой. Она всегда отдается полностью неукротимой власти чувства. Особенно изменился характер героини после семи лет замужества, когда Наташа стала матерью семейства.
Таким образом, нравственная сила характера Наташи Ростовой заключается в ее следовании закону естественной необходимости жизни,
в ее даре любви к людям, к жизни, к природе, в интуитивном чувстве правды, в отзывчивости и чуткости.
Наташа – душа семьи. В обрисовке характеров молодого поколения семейства Ростовых: холодной, рассудительной Веры, чувствительной Сони, искреннего, увлекающегося, но ограниченного Николая
и жизнелюбивой, прямодушной, отзывчивой до самозабвения Наташи – Толстой решает художественную задачу: показать влияние врожденных склонностей на развитие характеров.
Верность стихийному началу жизни в характере героини подчеркивают эпизоды с Андреем Болконским и Анатолем Курагиным.
В судьбе Наташи эти эпизоды завершают ее безоблачную юность
и открывают время зрелости. Эта пора совпала с героическим эпизодом
в истории русского народа – Отечественной войной 1812 года.
Образ Наташи Ростовой в эпилоге, безусловно, полемичен по самому замыслу Л.Н. Толстого. Это видно и в обрисовке ее портрета,
и в натуралистических деталях семейного быта, и в рассуждениях автора
о браке и семье, о правах женщин, об отношениях супругов. Но главное,
о чем говорит писатель, – это о полной несовместимости светской жизни Наташи с той жизнью семьянинки, настоящей матери и жены, какой она стала, и какой не могла не быть.

Список использованных источников
1. Толстой, Л.Н. Война и мир: Роман в 4-х томах / Л.Н. Толстой. – Минск: Мастацкая лiтаратура, 1987. – 718 с.