РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ Т.Е. Сергеенко ГУО «Гомельский областной институт развития образования»

Осмысление воспитания в современных условиях дает основания утверждать, что задачи, которые стоят перед современными учреждениями образования сейчас, отличаются от тех, которые мы решали еще десятилетие назад, на рубеже веков. Подтверждением тому является разработка Кодекса об образовании, третьей Республиканской программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, вступившей в силу с 1 сентября 2015 года, указывается, что воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. «Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям. Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимися морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми, выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании» [1, с. 15].
Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентаций, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания – научить учащегося избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
В современных исследованиях ученых (А.С. Зубра, Ф.В. Кадол, В.И. Слободчиков, А.А. Фоменко, А.В. Шувалов) духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Духовность – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь
к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения
с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
Духовность и нравственность – понятия, существующие
в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – писал Харламов И.Ф [2].
Рассмотрим аспекты духовно-нравственного воспитания подростков в практике классного руководителя. Подростковый возраст относится
к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII–VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения учащемся проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.
Как показывают исследования, проводимые с учащимися
7–9 классов учреждений общего среднего образования г. Гомеля
в 2014/2015 учебном году, правильно осознают поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей – более половины, а свои собственные – менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяет многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8–9 из 10 школьников.
Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания учащихся в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии
с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера – осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности – требует самого пристального внимания педагогов.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году» указывается, что огромным педагогическим потенциалом обладает волонтерская деятельность, которая дает возможность проявления ценного образца подростковой взрослости – самостоятельной деятельности на благо другого. Волонтерство – отличная школа социального становления и адаптации подростков и молодежи, позволяющая раскрыть внутренний положительный потенциал каждого, развивать творческие возможности, формировать лидерские качества, научиться навыкам сотрудничества [3, с. 7].
Волонтерское движение можно рассматривать по блокам. Блок «Милосердие» – помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ; помощь неуспевающим сверстникам; участие в акции «Подарок другу»; участие во Всесоюзном Дне добра; встречи с ветеранами войн, тематические вечера и экскурсии в музеи; работа по благоустройству школы; «Мы разные, но мы вместе» – акция, посвящённая Международному Дню инвалида и др. Блок «Творчество» – организация и проведение вечеров, праздников; подготовка и показ волонтерского мероприятия «Мы за здоровый образ жизни»; участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; участие в общешкольных акциях, предметных неделях; проведение традиционных праздников: День знаний, День пожилых людей, День учителя, День матери (Покров), Рождество, День защитников Отечества, Пасха, День птиц, Последний звонок, День защиты детей, выпускной вечер для 9 класса и др.
В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. В среде учащихся можно организовать обсуждение на следующие темы: «Истинные идеалы и ценности нашего народа», «Народы Беларуси: нравы, традиции, обычаи, характер», «Кодекс чести нашего народа в пословицах и поговорках, сказках, былинах, преданиях, сказаниях, литературе и искусстве», «Народный этикет», «Дружба, любовь, милосердие, сострадание, забота
в нашем понимании», «Портрет старшего и юного поколения Беларуси: общее и особенное», «Портреты народов Беларуси: их прошлое
и настоящее», «Что важнее: национальные различия или различия
в моральном облике?».
В рамках инновационного проекта «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся VIII–IX классов на православных традициях белорусского народа (2013–2015)», внедряемого в ГУО «Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф.П.Гааза», «Средняя школа № 8 г. Гомеля», «Средняя школа № 30 г. Гомеля» классные руководители на факультативном курсе «Основы православной культуры» (авторы: А.В. Бройко, Г.А. Лаврецкий и др.) рассматривали с учащимися вопросы исторического, духовного и нравственного опыта белорусского народа, традиционный семейный уклад, праздники и будни православных христиан [4].
Священное Писание раскрывается как источник нравственного закона. Личность Иисуса Христа определяет необыкновенно высокую оценку человеческой личности, как нравственный идеал. Если Ветхозаветный нравственный вектор – исполнение этических норм конечного характера, то «норма» новозаветного человека – стремление к бесконечному нравственному совершенству. В разделе «Ответственность за жизнь и здоровье» с подростками обсуждаются темы полового воспитания. Физическая чистота – величайшее благо для человека, источник духовной силы и красоты. Именно в супружестве раскрываются лучшие духовные силы человека. Поднимаются вопросы тяжелых последствий добрачных и внебрачных половых связей. В разделе «Благочестивые традиции» рассматриваются темы «Труженик», «Семьянин», «Прихожанин», «Гражданин».
В результате освоения учебной программы факультативного курса «Основы православной культуры» учащиеся 8–9 классов знают нравственные заповеди, изложенные в библейских сюжетах; извлекают нравственные уроки из прочитанного; имеют знания о человеке как
о социальном существе, об обязанностях человека перед другими людьми и отечеством; имеют ценностное представление о предназначении семьи в жизни человека, проявляют желание вносить свой вклад в общий труд на благо семьи; знакомы с православными праздниками, именами и жизненными подвигами святых, святынями и традициями белорусского народа.
Таким образом, рассмотренные аспекты духовно-нравственного воспитания подростков только тогда будут эффективны, когда классный руководитель имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию классный руководитель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде учащихся.


Список использованных источников
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vgsk.vitebsk.by. – Дата доступа: 10.10.2015.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 272 с.
5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 10.10.2015.
6. Учебная программа факультативных занятий основы православной культуры для учащихся VIII классов / Л.В. Финькевич [и др.]; Центр православного просвещения преп. Е. Полоцкой. – Минск: НИО, 2011. – 22 с.