ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И.И. Семашко УО «Барановичский государственный университет»

В современных экономических условиях востребованными являются не только профессиональные компетенции работников, но и их нравственные и гражданские личностные качества. Рассмотрим деятельность факультета экономики и права УО «Барановичский государственный университет» (далее – факультет экономики и права)
в области проведения воспитательной работы среди студентов, обучающихся по специальности «Правоведение».
Юрист, выполняя важную социальную роль, наряду
с профессиональными качествами, должен обладать моральными, деловыми качествами. Эти требования закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.
Так, согласно Закону Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», на должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами (ст. 48) [1].
Статьей 91 Кодекса о судоустройстве и статусе судей закреплено, что судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, обладающий высокими моральными качествами [2].
В целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи суда общей юрисдикции, а также их деловых и морально-психологических качеств, проводится квалификационный экзамен (ст. 96) [2].
Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь» закреплено, что сотрудниками Следственного комитета являются граждане Республики Беларусь, способные по своим личным, моральным и деловым качествам выполнять задачи, возложенные на Следственный комитет [3].
Правила этического характера, обязательные для судьи, нотариуса, адвоката содержатся соответственно в Кодексе чести судьи, Правилах профессиональной этики нотариуса и адвоката.
Поэтому закономерно, что одной из целей подготовки юриста является формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности. Социально-личностные компетенции включают культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества
и государства и умение следовать им (пп. 4.3, 6.1 Образовательного стандарта ОСВО 1-24 01 02-2013) [4].
Требования к социально-личностным компетенциям юриста предусматривают, что он должен обладать качествами гражданственности, быть способным к социальному взаимодействию, обладать способностью к межличностным коммуникациям, владеть навыками здоровьесбережения, быть способным к критике и самокритике, уметь работать в команде, выполнять требования правовых актов в профессиональной и других сферах своей жизнедеятельности, соблюдать правила профессиональной этики (пп. 6.3) [4].
В указанном стандарте, как отмечает О.Л. Жук, воспитательная цель подготовки специалистов выражается в конечном интегрированном результате высшего образования – социально-профессиональной компетентности выпускника вуза [5, с. 3].
Огромный опыт духовно-нравственного воспитания имеет Белорусская Православная Церковь. Подписание Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 гг. свидетельствует о том, что и «Государство, и Церковь стремятся к воспитанию нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества» [6, с. 2]. Несмотря на то, что в Программе сотрудничества впервые предусмотрено сотрудничество с учреждениями высшего образования, Барановичский государственный университет уже много лет организует совместные мероприятия с участием Белорусской Православной Церкви.
На факультете экономики и права мы проводим круглые столы и встречи, постоянным участником которых является протоиерей Виталий Лозовский, кандидат богословия, настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского (г. Барановичи). Например, теме словесной сущности человека были посвящены круглые столы, прошедшие в феврале 2014 г. Во время их проведения были затронуты вопросы бесконфликтного общения, культуры речи как части культуры поведения, духовного значения слова в нашей жизни, сущности и значения академического письма.
В преддверии Дня семьи были проведены круглые столы на темы «Семья без насилия» (май 2014 г.) и «Крепкая семья как общественный идеал белорусского государства» (май 2015 г.). Для всестороннего рассмотрения проблем семейного воспитания, взаимоотношений между супругами были приглашены представители государственных органов. Помощник Барановичского межрайонного прокурора О.Г. Кирейчик рассказала о средствах защиты семьи со стороны государства,
о возможных негативных последствиях для родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию детей, об уголовной и административной ответственности за совершение насильственных действий в отношении членов своей семьи. Э.В. Захарова, заведующий сектором по делам молодежи отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Барановичского городского исполнительного комитета, рассмотрела вопрос о государственной поддержке молодых семей как одном из направлений государственной молодежной политики. Заместитель начальника отдела записи актов гражданского состояния Барановичского городского исполнительного комитета С.В. Карпович рассказала об условиях заключения брака по законодательству Республики Беларусь, протоиерей Виталий Лозовский – о сущности и целях брака с точки зрения Православной Церкви.
При проведении круглого стола на тему «Семья без насилия» студентам было предложено заполнить анкеты, которые включали вопросы о сущности супружества, о возможности вступления во внебрачные отношения до заключения брака и др. Из 150 студентов
129 (86%) считали, что целью брака является рождение и воспитание детей, 79 (53%) – духовная общность супругов, 34 (23%) – сохранение верности супругу (супруге), 28 (19%) – избежание одиночества. На вопрос о том, возможны ли внебрачные отношения до вступления в брак,
87 студентов (58%) ответили положительно, 41 (27%) – скорее да, чем нет. Только 7 студентов (5 процентов) считают, что невозможны внебрачные отношения до вступления в брак, из них – три девушки и четверо парней. По мнению 44 студентов (29%), нахождение во внебрачных отношениях никаким образом не влияет на общество, 32 (21%) – происходит подрыв нравственных основ общества, 90 (60) – увеличивается количество неполных семей.
Анализируя результаты анкетирования, полагаем, что следует продолжать работу по пропаганде семейных ценностей, разъяснять студентам сущность и значение супружества, развивать у них чувство ответственности за рождение и воспитание детей. Мы солидарны с мнением Г.И. Николаенко, проректора по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования», в том, что работа учреждения образования и Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей должна быть направлена на принятие молодым поколением таких понятий, как целомудрие, крепкая семья, уважение родителей [6, с. 2].
В целях развития у будущих специалистов качеств гражданственности в октябре 2014 года был проведен круглый стол «Князь Владимир: выбор нового цивилизационного пути», приуроченный
к 1000-летию со дня праведной кончины Святого равноапостольного князя Владимира.
Во время проведения указанного мероприятия протоиерей Виталий Лозовский выступил с докладом «Крещение Руси в судьбах восточнославянских народов». Студенты первого курса рассказали
о просветительской деятельности белорусских святых – Кирилле Туровском и Евфросинии Полоцкой. Преподаватели факультета рассказали о влиянии христианства на развитие политико-правовой мысли Беларуси в период раннего средневековья, а также провели обзор и анализ законодательства по вопросам демографической безопасности Республики Беларусь, поскольку утверждение православных духовных ценностей является основой реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.
На наш взгляд, проводить воспитательные мероприятия необходимо и для студентов, получающих высшее образование в заочной форме. Студенты 4 курса заочной формы получения высшего образования, присутствуя на круглом столе «Семья без насилия», высказали пожелание продолжить разговор о семейных отношениях и рассмотреть проблемы взаимоотношений родителей и детей. В октябре 2014 года эта встреча была организована. Проведенный среди студентов опрос подтвердил необходимость организации подобных мероприятий. Поэтому было принято решение об организации на следующей лабораторно-экзаменационной сессии встречи на тему: «Грани любви» (апрель 2015 г.), во время проведения которой протоиерей Виталий Лозовский рассказал о смысле и цели супружества, особенностях Таинства венчания, причинах разводов.
После завершения встречи студенты затронули такую проблему, как особенности общения с людьми, болеющими онкологическими заболеваниями. В связи с этим на октябрь 2015 г. запланировано проведение для студентов заочной формы получения образования встречи на тему «Болезни души и тела» с участием протоиерея Виталия Лозовского, врача-психиатра и врача-нарколога.
Вышеизложенное позволяет заключить, что проведение в учреждении высшего образования совместно с Белорусской Православной Церковью воспитательных мероприятий будет способствовать формированию у студентов социально-личностных компетенций и, как результат, воспитанию нравственно зрелой, духовно развитой личности.

Список использованных источников
1. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: с изм. и доп. по состоянию на 10 июля 2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006 г., № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: с изм. и доп. по состоянию на 4 янв. 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
3. О Следственном комитете Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 403-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
4. Образовательный стандарт высшего образования. Первая ступень. Специальность 1-24 01 02 Правоведение. Квалификация Юрист
/ Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: [б.и.], 2013. – 38 с.
5. Жук, О.Л. Теоретико-методические основы воспитания студентов в современном университете / О.Л. Жук, А.П. Богомазов // Вышэйшая школа. – 2014. –
№ 6. – С. 3–8.
6. Осуждаем Программу сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 гг. // Воскресение. – 2013. – № 3 (188). – С. 2–3.