РАДУЖНАЯ АУРА ДОБРОДЕТЕЛИ, ИЛИ «НИ ОДНОГО ДНЯ БЕЗ ДОБРОГО ДЕЛА» Я. Рубцова ГУО «Гимназия г. Калинковичи»

Ежедневно, входя на территорию своей родной гимназии г. Калинковичи, каждый гимназист видит лозунг «Ни одного дня без доброго дела». «Мы, гимназисты, с душою чистой и с сердцем добрым на добрые дела», – это строки из гимна Гимназии. «Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, доброта приносит людям радость и взамен не требует награды», – вторит песенка, знакомая каждому из детства.
Я задумалась: «Если каждый день делать доброе дело, то тебя можно называть добрым человеком? Значит, тогда ты будешь
и добродетельным?»
Решила разобраться в понятиях доброта, доброе дело, добродетели, изучила историю понятия добродетели и указания о нём в различных источниках. Попыталась понять, что нужно делать, чтобы быть добродетельным?
Что такое добродетель? Даже первоклассник, немного поразмыслив, ответил мне: «Это делать доброе дело». Добрые дела бывают: внешние, внутренние, телесные и духовные. Внешние добрые дела – это добрые дела по отношению к нашим ближним. Внутренние – это по отношению нас самих. Внешние телесные – это оказать помощь, накормить, напоить, одеть, лечить, помочь одиноким и больным и т.п. Внешние духовные – это оказать кому-нибудь духовную помощь: посоветовать, исправить грешника, привести к Богу и т.п. Мы, гимназисты, в основном совершаем внешние телесные дела. Тем более, что в гимназии проводится для этого очень много «добрых» мероприятий, акций: «Девять добрых дел», «Делай добро своими руками» и др. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим [1, с. 137].
Понятие «добродетель» происходит от греческого слова «aretae», означающее определенное качество личности. В результате развития христианских тенденций оно приобрело исключительно нравственную окраску. Этикой добродетели интересовались учёные нескольких столетий. К ним относятся такие философы, как Элизабет Анском, Филиппа Фут, Майкл Слоут [2, с. 131]. Учение о четырех основных добродетелях (благоразумие, мудрость, мужество, справедливость) было разработано еще Платоном. Артур Холмс писал: «Добродетель – это правильная внутренняя установка». Один из Отцов Церкви, Амвросий Медиоланский называл эти добродетели «кардинальными». В период деятельности Отцов Церкви возникло учение о добродетелях, в основу которого были положены четыре кардинальные добродетели и три новые: вера, надежда и любовь (1-е Коринф. 13:13). Учение о семи христианских добродетелях было развито в трудах Фомы Аквинского. Семь основных добродетелей сохранились и поныне в учениях Православной церкви. Священное Писание не имеет систематизированного учения
о добродетелях. В Ветхом Завете нет упоминания древнееврейского слова «добродетель». В Новом Завете встречается лишь косвенное указание на добродетели. Однако в Библии можно увидеть примеры использования добродетелей в качестве основополагающего жизненного приоритета. Наилучшим образом их проявили цари Соломон, считавшийся образцом мудрости и справедливости, и Давид, выступавший олицетворением мужества [3, с. 186–189].
Аристотель выделял два типа добродетелей: нравственные (щедрость и благоразумие) и мыслительные (мудрость, сообразительность и рассудительность). Он считал, что добродетель – это «склад души»
[4, с. 461–462].
Добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ соединения цветов, оттенков в одно целое. Разве добродетель не является единением качеств? Добродетель не есть просто доброе деяние. Лишь единство лучших человеческих качеств дадут в результате восхождение. Лишь наше намерение действовать будут утверждением добродетели. Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать об истинных желаниях. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы, вследствие недостойных намерений. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным, сияло прекрасным побуждением.
Этика добродетели касается не столько наших действий, сколько нашего характера, наклонностей и побуждений. Словарь Ожегова даёт такое определение: «Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность» [1, с. 137]. Очевидно, что внутреннее состояние и характер человека серьёзно влияют на наши внутренние поступки, на то, как мы ведём себя по отношению к другим людям, на наше отношение
к учёбе и поведение вообще. Так, способный от природы ученик может быть ленивым. Он часто не организован, не может сосредоточиться на учёбе и часто просто поддаётся своему настроению развлечься с друзьями. Сдавая экзамены, тесты, надеется не столько на подготовку, сколько на удачу. Разве можно потом поручить ему ответственную работу. Другой, менее одарённый от природы, но более упорный и настойчивый, оказывается более надёжным работником.
Внутренние мотивы, побуждения человека могут изменить смысл его поступков, действий. Представим ситуацию во время проведения благотворительной акции. Один внесёт свою лепту, но сделает это не потому, что искренне хочет помочь, а лишь потому, что будет выглядеть некрасиво в глазах своего окружения. Другой пожертвует большую сумму, но опять же не из сострадания, а чтобы произвести впечатление, чтобы
о нём заговорили. Третий внесёт несоизмеримый со своими доходами вклад, так как он действительно сострадательный человек. Конечно, все эти пожертвования помогут нуждающимся, независимо от мотивов.
Но каков же нравственный вклад каждого? Кто из них совершил доброе дело, а кто был добродетелен? Вот здесь и проявляются побуждения.
В Библии говорится: «Если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» [5]. Любовь – внутренняя добродетель. В Новом Завете находим строки о необходимости практических действий и благих дел: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» [6].
Бог создал человека по Своему образу, поэтому у каждого человека уже заложена тяга к любви, добру и добродетели. В святых писаниях указывается, что для спасения и возрождения человеку нужны вера и дела. Так, Святитель Тихон Задонский наставляет: «Добрыми делами, происходящими от чистого сердца, человек уподобляется Богу.
И христианин, когда уподобляется Ему добродетелями, свидетельствует об имеющемся в нем образе Божием, в котором и состоит душевная красота и доброта».
Я согласна, что добродетели невозможно научиться. Здесь поможет только практика. Мы не станем добродетельными, просто читая Библию
о том, что нужно жить добродетельной жизнью. Человеку нужно упражняться в добродетели, как он упражняет свои мышцы, чтобы он не атрофировались. «Упражняй себя в благочестии…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости», – говорит апостол Павел [7].
«Ни одного дня без доброго дела» с внутренними побуждениями к вере и любви от чистого сердца разовьют в каждом гимназисте душевную красоту, доброту, добродетельность. В этом я убеждена!

Список использованных источников
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 1987.
2. Гудинг, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Д. Гудинг. – Ярославль: «Норд», 2004. – Т. 2.
3. Слюсарь, Т.В. Понятие добродетели и достоинства в христианстве [Текст]
/ Т.В. Слюсарь // Молодой ученый. – 2010. – № 4.
4. Аристотель. Этика. Кн. II: М., 1969. – Т. 1.
5. Ин. 3:18
6. Тим. 4:7; 6:11.
7. Кор. 13: 3–7.
8. http://drevnijmir.ru/fo/religia/6_2/499.php
9. www.verapravoslavnaya.ru