СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ А.А. Погоцкая УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»

Введение христианства принципиально изменило подходы
к семейному воспитанию в древнерусском обществе. Первоначально
в вопросах взаимоотношений родителей и детей господствовала ветхозаветная традиция, где доминировали строго патриархальные начала. Отношение родителей к детям было суровым, подавляющим любую самостоятельность и свободу. Постепенно в семейном воспитании стали доминировать новозаветные, евангельские начала: любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Также Евангелие дало людям нравственные ориентиры, обличенные в форму заповедей, которые легли в основу воспитания.
Древняя Русь приняла как Ветхий, так и Новый заветы.
Н. Лавровский отмечал, что «библейская и древнерусская семья сходны были в том, что обе находились в естественном патриархальном состоянии, когда права главы семьи поглощали собою права всех остальных её членов» [1, 7]. По Ветхому Завету, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу. Лука Жидята в «Поучении к братии» призывает почитать «старых людей и родителей своих» [2, 152]. Древнерусские книжники считали, что уважительное отношение детей
к родителям является не только залогом личного благополучия,
но и спасения души.
В древнерусской духовной традиции утверждалось, что детство является тем истоком, откуда начинаются все хорошие или дурные качества взрослого человека. Феодосий Печерский по этому поводу говорил: «Старшие должны служить для юных примером воздержания, бдения, трудолюбия и смирения» [2, 92].
Практически во всех произведениях педагогической направленности Древней Руси речь идёт о том, что дети должны уважать своих родителей, помогать им, для детей главное – их сыновний долг. Авторы «Физиолога», описывая то, каким должно быть отношение детей к родителям, приводят пример из мира природы: «…когда птицы не могут летать…выходит один из птенцов и приносит пищу родителям своим, пока они не оперятся и не взлетят обе… Так и ты, человек, всегда заботься о родителях своих» [2, 214]. Большое значение имеет педагогическое воздействие родителей на детей: «Как и члены телесные наших детей в час рождения повиваются, чтобы крепче, прямее были и твёрже, так изначала нам следует и детский характер направлять» [2, 74]. Именно от родителей зависит будущее детей, их характер. Ответственность за дурные наклонности, пороки детей возлагается на родителей. Учительная литература Киевской Руси часто апеллировала к словам Иоанна Златоуста о том, что «те родители, которые не радеют о душе детей, хуже детоубийц, потому что убийца только тело отделяет от души, а те и душу и тело ввергают в вечный огонь» [3, 4]. Иоанн Златоуст утверждал, что «для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели» [3, 41]. Родители должны быть терпеливы и усердны в воспитании своих детей. Ведь «яко бо кто всеет, тако и пожнёт» [3, 37].
Особое положение в семье занимает женщина. В соответствии
с христианскими этическими нормами женщина по своему происхождению вторична. А по достоинству – равна мужу. Пришедшая вместе с христианством моногамия изменила облик древнерусской семьи и место женщины в ней. В обществе постоянно утверждалось мнение, что женщина – это прежде всего жена и мать. Во многих произведениях древнерусской литературы образцом мудрости, доброты и супружеской верности является женщина, хотя ей и отказано в праве быть равной мужчине. Можно предположить, что основой таких представлений являлись слова Иоанна Златоуста о том, что «жена не должна требовать равенства с мужем, так как стоит под главою, но и он не должен высокомерно смотреть на неё … потому что она – тело его; если голова станет пренебрегать телом, то и отпадет и сама…» [3, 410]. Следовательно, в семье жена участвует с мужем во всём: в рождении и воспитании детей,
в его делах, интересах и т.д. Более того – «даже если муж будет злой, если впадёт в неверие, то любящая жена, украшенная христианскими добродетелями, собственным примером может привлечь мужа
к благочестию» [3, 218]. Обязательность воспитания детей является общей как для отца, так и для матери.
Таким образом, в древнерусской духовной традиции воспитание детей понималось как первейшая и главная обязанность родителей, главное условие не только земного благополучия людей, но и их нравственно-духовного совершенствования.

Список использованных источников
1. Забияко, А.П. История древнерусской культуры / А.П. Забияко. – М.: Интерпракс, 1995. – 304 с.
2. Златоструй. Древняя Русь Х–ХІІІ вв. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 635 с.
3. Иоанн Златоуст. О воспитании / Златоуст, Иоанн. – М.: Паломник. – 903 с.