ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА Н.В. Мохорева ГУО «Гимназия г. Калинковичи»

Сегодня мы говорим о целостном образовательном процессе, ориентированном на восхождение учащихся к своему духовно-нравственному потенциалу, который основан на принципах системности
в осмыслении общечеловеческих ценностей, связи духовного воспитания с традиционной белорусской культурой, терпимости, интеграции краеведческого подхода и целей духовно-нравственного воспитания.
Современно звучат цели образования, высказанные еще Яном Коменским: «Развивать способности детей, воспитывать нравственно,
т.е. осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком».
Второй год гимназия является республиканской инновационной площадкой по теме: «Внедрение модели оптимистического мировосприятия у учащихся на православных традициях белорусского народа». Основная идея проекта опирается на тот факт, что, когда человек находится в согласии с самим собой, принимает себя, он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими. Через совершенствование предметно-информационной среды, способствующей творческому самовыражению, создание благоприятного эмоционально-нравственного микроклимата в гимназии и семье на основе приобщения к духовно-нравственным традициям мы должны сформировать позитивные жизненные установки и систему ценностей у детей, родителей и педагогов средствами православной культуры. Что предполагает конечный результат проекта?
1. Уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей, повышение у учащихся положительной нравственной устремленности, умение детей оценивать поступки людей, их чувства, выражать готовность в помощи, сформировать устойчивое эмоциональное реагирование на внешние факторы, снижение эмоциональных нарушений.
2. Обеспечение эмоционального благополучия и создание предпосылок для дальнейшего личностного развития.
3. Для родителей – это приобретение навыков самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения с ребенком.
Какая же работа проводится гимназией в рамках осуществления проекта?
Во-первых, это реализация воспитательного потенциала каждого урока. Каким должен быть современный урок? Это урок, рождаемый стремлением гуманизировать действительность, предоставить возможность утвердить в повседневной жизни непреходящие ценности. Педагоги в рамках изучения программного материала включают в содержание библейские сюжеты, притчи, сведения о жизни святых. Безусловно, на уроке формируется эмоционально-ценностная сфера учащихся, свой взгляд на мир и способность осознавать свое место в нем. Уроки литературы, истории, обществоведения и нового предмета «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура» являются фундаментом для формирования духовно-нравственных качеств личности.
Во-вторых, это организация работы факультативных занятий в 1–4 кл
и 10 кл «Основы православной культуры» по программам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. В начальных классах факультативные занятия преподают 8 педагогов и в старших классах
4 учителя. Эти занятия стали занятиями нравственности, где ребята изучают Библию, Божьи заповеди, учатся любить и прощать.
В этом году гимназисты участвовали в интернет-олимпиаде по православию, проводимой Московским православным университетом.
Мы рассматриваем понятие «доброта» как классическую ценностную ориентацию, фундаментальную основу для развития отношений «человек –человек». Диагностика учащихся показала, что доброта для учащихся – это «красота души, понимание, гуманность, создание спокойной, искренней атмосферы». «Быть добрым – значит творить счастье, нести мир в души людей». Мы убеждаем детей, что доброта должна проявляться и в добром слове, и в добрых делах. С этой целью создан волонтерский отряд «Доброе сердце». Члены отряда посещают приют, коррекционный центр, помогают пожилым людям, работают в Храме.
Большое внимание уделяем созданию информационного пространства гимназии. Лозунги «Делай мир светлее», «Делай, что можешь... и еще чуть-чуть», «Мысли позитивно», «От веры – к добру», работа гимназического телевидения, газеты «Гимназический экспресс»
с приложением «Свет православия» – это возможность просвещать духовно как детей, так и родителей.
Еще одним направлением нашей деятельности является проведение христианских праздников, ведь это история народа с богатыми традициями, состояние души человека. Приведу примеры: праздник Покрова Пресвятой Богородицы прошел у нас в форме коллективного творческого дела с проведением экскурсии в музей «Славные женщины Калинковичской земли» и посадкой Аллеи матери.
Праздники «Рождество Христово», «Пасхальная радость» дают эмоциональный подъем, обогащают детей духовно.
В прошедшем учебном году в гимназии был открыт кабинет православной культуры, который был освящен владыкой Мозырско-Туровской Епархии Леонидом. Мы делаем все возможное по укреплению и развитию методической, учебной базы кабинета, чтобы в дальнейшем он стал Центром изучения православной культуры для учреждений образования Калинковичского района.
Особое место в реализации духовно-нравственного потенциала учащихся занимают экскурсии. Учащиеся побывали на экскурсиях
в Мирском замке, Несвиже, Гомеле, Турове, Полоцке.
Наша Калинковичская земля имеет свои святыни, и приобщение ребят к ним – одно из направлений духовно-нравственного воспитания. Учащиеся посещают Храм Иконы Казанской Божьей Матери
в Калинковичах и монастырь в д. Юровичи.
Безусловно, встречи со священниками являются важной составляющей работы по духовно-нравственному воспитанию. Отец Авксентий, настоятель Юровичского монастыря, отец Сергий – священослужитель Храма иконы Казанской Божьей Матери всегда желанные гости в нашей гимназии. Стало традицией приглашать их на линейки, выпускной вечер, на родительские собрания, классные часы. Беседы с ребятами об уважении к старшим, умении прощать, преодолении трудностей и жизненных проблем важны в становлении личности гимназистов.
Еще одно направление нашей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся – воспитание экологической культуры, ведь духовная, экологическая неразвитость человека является одной из причин равнодушного отношения к природе. Как научить детей бережному отношению ко всему живому, сформировать мировоззрение и основные моральные качества? Для этого создаем четко выстроенную систему деятельности через включение в проект ПРООН «Зеленые школы». Только в этом учебном году на территории гимназии учащимися было посажено 20 туй. Кроме кабинета биологии, функционирует кабинет экологического воспитания. Формы работы здесь тоже самые разнообразные: игры, дискуссии, турниры, выступления агитбригад. Таким образом, мы убеждаем детей, что Земля – наш общий дом, и человек
с детства должен учиться ценить каждый прожитый день, благодарить Творца за счастье жить, видеть солнце и небо, реки и озера, птиц
и животных, осознавать необходимость заботиться о своем нравственном здоровье и нравственном здоровье окружающих.
В гимназии создан музей «Славные женщины Калинковичской земли». Музей – это место, где сохраняется материальное и духовное наследие земляков, живет память, а музейные предметы являются носителями социальной, исторической и культурной информации. Работа экскурсоводов, разработка исследовательских проектов способствуют созданию духовно-нравственной среды в гимназии.
Большое значение в этом направлении имеет работа с семьей. Традицией стало проведение Свято-Казанских, Рождественских, Сретенских встреч с родителями. Ежегодно проводим конкурс «Семья года» с приглашением священнослужителей. Не ошибусь, если скажу, что сегодня сотрудничество педагогов и родителей является залогом стабильности семьи и гармоничного развития ребенка. Есть у нас семьи неблагополучные. И задачу здесь видим в объединении усилий гимназии и Церкви по преодолению социальной дезадаптации семьи, профилактике социального сиротства.
Завершая выступление, хочу сказать, что мы учим детей дружить, жить в единении и согласии с другими народами. Подтверждением тому является проведение фестиваля «Книга – начало начал каждой науки». Мы дружим с гимназией г. Клинцы Брянской области, школой № 1825
г. Москвы, Центром творчества г. Славутич и лицеем из Молдавии.
Таким образом, принцип нашей педагогики заключается
в следующей формуле: «Любить – понимать – принимать – сострадать – помогать!»
Убеждена: нравственные импульсы нельзя рационально усвоить с помощью чисто научного образования, никакая сумма знаний сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру и сострадание. Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам, Православной Церкви.