ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОПИСЬ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ К.Е. Кунгер УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»

Икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради сладости понимания нашего.
Преп. Иоанн Дамаскин
В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона – это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».
В век расцвета русской иконописи икона была прекрасным, образным выражением глубокой религиозной мысли и глубокого религиозного чувства. Икона XV века всегда вызывает в памяти бессмертные слова Достоевского: "Красота спасет мир". Ничего, кроме этой красоты Божьего замысла, спасающего мир, наши предки XV века в иконе не искали. Оттого она и в самом деле была выражением великого творческого замысла. Так было в те дни, когда источником вдохновения служила молитва; тогда в творчестве русского народного гения чувствовался дух преподобного Сергия.
Одна из самых прославленных в мире икон – «Троица», написанная чернецом Андреем Рублевым в первой четверти XV века. П. Флоренский отмечал: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира... Среди метущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междуусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия... открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» [2]. Из этих высказываний следует вывод: икона Святой Троицы,
с одной стороны, явилась результатом духовной и исторической жизни русского народа, а с другой – задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольнем.
Икона несет в себе черты «идеалистического» реализма. Высшая реальность вещи в христианском платонизме – это её «идея», замысел Бога о ней, её «софийность», степень её сроднённости с Богом, с высшей нормой своего бытия. Высота человека определяется высотой тех ценностей, которым он служит и в распоряжение которых он предоставил себя. Мир, который изображает икона, – мир, где зло не нарушает задуманную Богом структуру Вселенной. В этом мире ничто не заслоняет собой Свет – и поэтому этот мир без тени.
Советская идеология рассматривала икону исключительно как памятник древней культуры, достояние прошлого. Но это прошлое
в какой-то момент вдруг оказывалось актуальней настоящего. Яркий пример: в 1965 г., после полувекового господства атеизма, Андрей Тарковский снимает фильм, где главный герой – монах и иконописец Андрей Рублев. Он показан на фоне страшного разорения Руси, княжеских усобиц, татарского ига, крови и грязи, страданий и смерти. А в финале черно-белого фильма на экране вдруг возникают яркие иконописные образы – как прорыв из тьмы в свет, из мира греха – в мир святости, из хаоса – в небесную гармонию. Показанные во весь экран лик Звенигородского Спаса, образы ангелов Троицы для советского человека, воспитанного в атеистической идеологии, были настоящим благовестием, откровением о Боге, о небесной красоте, о любви и прощении. Для многих это, возможно, был первый опыт молитвы, опыт общения с Богом лицом
к лицу.
Издревле слово «Воспитание» обозначало «вскармливание».
Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и пище духовной. Поэтому слово воспитание стало иметь смысл более духовный, чем материальный. Уже в трудах Платона подчеркивается « Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании» [3, с. 318]. Задаваясь целью поставить воспитание (духовное питание) на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты. Что именно передавалось от учителя ученику в процессе трансляции знания? «Главной целью было, – отмечает
В.С. Семенцов, – воспроизводство не текста, но личности учителя, новое, духовное рождение от него ученика. Именно это – живая личность учителя как духовного существа – и было содержанием, которое передавалось из поколения в поколение» [1, с. 241].
В последние десятилетия общество всерьез обеспокоено нравственным здоровьем подрастающего поколения. Вопросами нравственного воспитания всерьез начали занимаются государственные образовательные дошкольные и школьные учреждения.
Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных ценностей.
Важно подчеркнуть, что православно-ориентированное воспитание способствует принятию учащимися традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к духовному опыту, развитию чувства собственного достоинства и формированию основополагающих качеств духовной личности – веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции
и непрерывной связи с Абсолютным Идеалом, под которым в Православии понимается личностный Бог. Многие философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта детей такими сокровищами, как православная молитва и жития святых и героев Отечества.
Икона не просто вводит человека в мир Абсолюта. Она создает поле напряжённости в мире. И если человек почувствует это природное (ибо «душа по природе – христианка») тяготение в глубине своей души
и вымолвит свои молитвы, значит, икона выполнила свое предназначение. От Бога к человеку протянулась ещё одна ниточка.

Список использованных источников
1. Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. – М.: Политиздат, 1992. – 400 с.
2. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.