РОЛЬ УРОКОВ ДУХОВНОСТИ В НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ Н.Ф. Крупа ГУО «Бердовский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Всем известно, что, кроме физического здоровья, существует ещё
и здоровье нравственное. Нравственные болезни, как и физические, разрушают человека. Более того, они губительно действуют на всё общество в целом. Их очень сложно лечить, гораздо сложнее, чем корь или грипп. Грипп может и сам пройти, а нравственные болезни со временем лишь крепнут, дают глубокие корни в душе человеческой и в обществе.
А когда заболевает общество (к примеру, болезнью тоталитаризма), лечение, если оно возможно, обычно обходится очень дорого – в сотни
и тысячи человеческих жизней.
Но ведь нравственные болезни, как, впрочем, и физические, можно предупредить. И в этом большую роль может и должна играть система образования, школа, учитель. А он не всегда серьёзно озабочен нравственным здоровьем своих учеников.
Эта забота предполагает постоянное совершенствование, движение вперёд, овладение новейшими технологиями, отказ от привычных авторитарных методов в обучении – методов, прочно вошедших в кровь
и сознание не одного поколения учителей. Причём, как показывают наблюдения, чем учитель старше, тем он, зачастую, консервативнее и агрессивнее. Его можно понять: он защищает то поле своей профессиональной деятельности, в котором десятилетия существовал, которое сам и создавал.
Я также много лет возделывала такое «поле», пожинала неплохие «урожаи» и считала, как и многие мои коллеги, что перемены ни к чему. Считала так, пока не стала задумываться над тем, что, кроме знаний по предмету, я могу и должна дать своим ученикам как человек, как педагог, как женщина, как мать для укрепления их нравственного здоровья.
Прежде чем рассматривать деятельность по использованию
в воспитательной работе уроков духовности, дадим определения понятий «урок» и «духовность».
Урок – «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» [2, с. 826].
Духовность – «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»
[2, с. 179].
Для совместного обсуждения ребята сами предложили нравственные понятия, суть которых их волновала больше всего: любовь, доброта, уверенность, совершенствование, гуманность, оптимизм, терпение, достоинство, надежда, счастье, целеустремлённость, миролюбие, забота и другие.
На протяжении нескольких лет в процессе работы был собран материал для проведения 250 уроков духовности.
Сформировалась система деятельности:
1 этап: «100 уроков духовности», в этом разделе рассмотрено сто понятий (ценностей), которые можно классифицировать по трём темам: «Нравственность», «Право», «Вера».
Затем представлены тексты для «проживания» понятий.
Немаловажную роль в работе с понятиями нравственного развития играют мысли мудрых людей, где представлены высказывания известных философов, учёных, писателей, общественных деятелей, пословицы и поговорки.
2 этап: «Поговорим о главном», в этом разделе предлагается материал для работы только с положительными понятиями (ценностями), потому что очень важно понять, а что же в нашей жизни является главным?
3 этап: «Сумей преодолеть!», темы, предложенные в данном разделе, заставляют задуматься о том, может ли человек быть счастливым, испытывая гнев, страдание, раздражение, сомнение, превосходство?
Материалы, помещённые в разделах «Поговорим о главном»
и «Сумей преодолеть!» распределены следующим образом:
1. Определение понятия.
2. Текст для анализа.
3. Мысли мудрых людей.
4. Вопросы для размышления.
Получению качественных результатов способствовала четко сформулированная цель уроков духовности – нравственное развитие личности, которое предполагает постепенное усвоение общественных норм и правил поведения, моральных ценностей, формирование нравственных убеждений, навыков морального поведения, коммуникативных навыков.
Достичь поставленной цели можно только решив конкретные задачи: указать ребятам пути, которые ведут к совершенствованию личности: добро, гуманность, любовь, милосердие, понимание, терпение и другие жизненные ценности; содействовать пониманию того, какую опасность для человека представляют жестокость, зависть, ненависть, безверие
и другие отрицательные качества.
Важен выбор эффективной технологии проведения уроков духовности. Целесообразно использование технологии «Работа
с понятиями нравственного развития» (по Кашлеву С.C.), потому что назначение этой технологии состоит в осмыслении, рефлексии, «проживании» человеком нравственных понятий (ценностей). Так как процесс нравственного развития индивидуален, эта технология предполагает смыслотворчество (создание каждым участником педагогического взаимодействия, и ребенком, и педагогом, своего индивидуального смысла того или иного нравственного понятия, обогащение имеющегося смысла, обмен смыслами): даём определение понятию (ценности), подбираем сходные и противоположные понятия, указываем на преимущества и недостатки понятия.
Работая над текстами, соответствующими по содержанию каждому из понятий, используем такую модель:
1. Мотивация.
2. Возбуждение ассоциативного поля и обращение к личному опыту (связь с известным).
3. Построение иерархии смыслов (ключевые слова, тезисы) по теме.
4. Вопросы.
5. Интерпретация прочитанного (чтение, говорение, письмо).
6. Социализация.
Это позволяет путём ведения диалога с ребятами донести до их сознания сущность понятий нравственного развития и тем самым содействовать развитию философского мышления.
При проведении уроков духовности активно используем афоризмы. Весьма эффективны следующие виды работы с афоризмами
(по О.Н. Багданович):
– «Рассказ из афоризмов». Учащимся предлагается с помощью афоризмов составить рассказ по рассматриваемому понятию. Лучшие рассказы зачитываются.
– «Найди продолжение». В одну колонку пишется начало афоризмов, а в другую – их продолжение в хаотическом порядке. Нужно их правильно соотнести.
– «Поясни, как понимаешь». Учащимся предлагаются афоризмы, из которых необходимо выбрать один и пояснить, как они его понимают. Можно предложить пояснить один афоризм всем учащимся, чтобы узнать, насколько совпадут или не совпадут их взгляды.
– «Составь афоризм». Творческое задание. Учащимся предлагается самостоятельно попробовать составить афоризм по предложенной теме.
– «Мозаика». На альбомном листе пишется афоризм, лист разрезается на части, учащимся предлагается собрать афоризм.
Материалы уроков духовности можно успешно использовать на уроках русского языка, на уроках литературы, обществоведения, на факультативных занятиях, во внеклассной работе при проведении бесед, дискуссий, откровенных разговоров.
Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни нравственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило, заставило плакать не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, – от этого зависит, каким человеком будет наш воспитанник.
«Душа ребёнка не должна быть холодным хранилищем истины. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу», – утверждал В.А. Сухомлинский.
В этом помогают уроки духовности, конечный результат которых направлен на то, чтобы научить участников педагогического взаимодействия достойно преодолевать все жизненные трудности, никогда не забывать о том, что самое главное для каждого из нас – быть настоящим человеком.
Я и мои ученики счастливы: кому-то уроки духовности помогают преодолеть жизненные невзгоды, подготовиться к вступлению во взрослую жизнь, кому-то понять, что такое терпение и послушание, как стать уверенным в себе, как научиться любить, нужна ли человеку вера, хорошо ли быть мечтательным, что такое совесть, почему опасен гнев.
Миролюбие
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Библия
I. Миролюбие – стремление к сохранению мира, мирных отношений.
II. Миролюбие проистекает из ощущения мира в нашей душе. А мир в душе – это то чувство внутреннего покоя, которое происходит во время молитвы, когда наши сердца исполняются благодарности Богу. Мир
в душе рождается тогда, когда человек спокойно смотрит на окружающую его действительность, стремясь осмыслить ее. Источник покоя – это способность человека преодолевать свой страх, его уверенность в том, что в конце концов все будет хорошо.
По книге «Путешествие в страну добродетелей»
Ш. Мысли мудрых людей о «миролюбии»
1. Быть миролюбивым – значит разрешать конфликты так, чтобы никому не причинить боли.
Программа «Добродетель на неделю»
2. Миролюбие основано на понимании того, что все люди принадлежат одной большой человеческой семье.
Программа «Добродетель на неделю»
3. Худой мир лучше доброй драки.
Пословица
4. Мир да лад – Божья благодать.
Пословица
5. С людьми мирись, а с грехами бранись!
Пословица
IV. Поразмышляем
1. Для чего нужно миролюбие?
2. В чем оно проявляется?
3. Стараешься ли ты никого не обижать?
4. Умеешь ли ты споры решать мирным путем?
5. Позволяешь ли другим ущемлять свои права?
6. Избегаешь ли сплетен и злословия?

Список использованных источников
1. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса
/ С.С. Кашлев. – Минск: «Университетское», 2001. – 94 с.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1996. – 907 с.
3. 1000 золотых пословиц и поговорок / сост. С. Ковалёва. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 479 с.
4. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека
/ В.А. Сухомлинский. – Минск: «Народная асвета», 1978. – 287 с.