ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О.А. Кравцова ГУО «Ельская районная гимназия»

В числе важнейших проблем воспитания особую тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?
Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания.
В самом слове «воспитание» заложен важный нравственный, сокровенный смысл. Воспитывать – означает «питать» духовно.
Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры
и стремления людей, озаряя их евангельской истиной, мыслили категориями Православия, и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это, но и в самом художественном творчестве. Питало душу, воспитывало слово Божие, пример святых подвижников православной церкви, чья жизнь была отражена в «Житиях Святых».
В наши дни церковь отделена от государства, и все учебные заведения стали сугубо светскими. Как вернуть педагогическому воспитанию его высокий изначальный смысл? Как, не нарушая основной закон Конституции, напомнить подрастающему поколению о святых нравственных нормах, как озарить светом Евангельских истин душу растущей личности?
На мой взгляд, это можно сделать через уроки литературы. Предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения,
а сами уроки литературы, русской словесности А.Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее не виденное. Только литература и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.
Учителю на уроке необходимо ставить нравственную задачу: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. Это заповеди, которые не противоречат ни одной другой религии.
Возникает вопрос: почему же литература должна преподаваться все-таки через православный аспект? Ответ очевиден: классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность великой русской литературы: эта литература, прежде всего, ПРАВОСЛАВНАЯ.
«Есть лишь одна мера хорошего или дурного – мера, данная Христом», – эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир». «Что дурно? А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть?» – эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них, обретя истину на пути к Богу. Этой мерой христианского, православного необходимо измерять сегодня и отечественную классику.
Работая в старших классах, на уроках литературы пытаюсь рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение.
Пьесу А. Островского «Гроза» можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Пьеса «Гроза» показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества,
в котором старшее поколение утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу. На уроке по пьесе Островского «Гроза» рассматривается через православный аспект причина трагедии главной героини. Вместе
с учащимися мы прослеживаем душевную травму Катерины с момента ее рассказа о жизни в доме матери. Отмечают ребята не только поэтичность героини, её мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не всегда была глубокой,
а поверхностной.
В монологе героини о доме преобладают представления о народной христианской религиозности, которые и являются общим фоном действия практически для всех без исключения персонажей этого произведения. Так, в девичестве “до смерти я любила в церковь ходить!”– признается Катерина: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается!»
В церкви в Калинове замечает Борис, “как она молится..! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”.
Главное событие пьесы – измену Катерины – не только Марфа Кабанова, но и сама Катерина воспринимают в качестве греха, требующего покаяния (которое состоялось) и наказания. Без раскаяния Катерина в шестом явлении хочет, но не может молиться: она, согласно ремарке автора, “подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает: – Ах! Ад! Ад!”
Героиня поддалась искушению, соблазну: «Лезет мне в голову мечта какая-то. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый
в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие».
Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением.
Результатом работы над драмой «Гроза» стало сочинение. Одна из учениц пишет: «Мне страшно было читать признание героини. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда – один шаг до последней погибели – самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, «… отчего люди не летают так, как птицы»?.. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, не к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».
При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Накануне рокового дня главному герою приснился сон – крик его растревоженной совести. Он увидел себя семилетним мальчиком. («Дети – образ Христов. «Сих есть Царствие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…» – эти слова произносит Раскольников в первом разговоре с Соней после чтения ею Евангелия.) Последствия властолюбия и индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли обращается к текстам Священного Писания. Достоевский тщательно и подробно анализирует душевное состояние героя. Ребята говорят о том, что создается впечатление, что писатель материализовал страдания Раскольникова. Нравственные и физические муки свидетельствуют о том, что помраченная грехом человеческая природа хочет вернуть свое первоначальное состояние, воссоединиться с Творцом, от которого она отпала.
Рассматривая повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник», отмечаем с ребятами особенности характера главного героя Ивана Флягина. Говорим о том, что одиночество героя не безусловно: это странник не простой, но «очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт существенный смысл. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок. О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать вымолила сына у Бога и, родив его, умерла.
В душе Флягина заложен изначально некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется свобода действий и поступков героя. Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». По образу жизни своей это странник беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен её православно-христианской верой.
Евангельские мотивы мы находим и в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Идея Преображения – одна из коренных идей православия.
В жизни Христа был день, когда он с учениками взошел на гору Фавор и «преобразился перед ними: Его лицо просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как свет». Сын Человеческий «открыл своим ученикам свою божественную сущность, то, что он «Сын Бога Живаго».
По стихам Юрия Живаго, которые Б.Пастернак поместил в конце романа, мы знаем, что означает этот день «Шестое августа по старому стилю». Это очевидная подсказка для нас, кто же такой доктор Живаго, откуда взялась его странная фамилия и что стоит за его гамлетовской нерешительностью. В этом заключается символический смысл евангельских сюжетов стихов героя: «На страстной» (Пасха), «Август» (Преображение), «Рождественская звезда» (Рождество). «Чудо» с его категорическим утверждением: «Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог».
В имени, отчестве и фамилии героя (Юрий – Георгий Андреевич Живаго) есть и иные символические смыслы: Юрий – победоносец – победитель змея – зла, символ русской Государственности, герб города Москва. Отчество Андреевич – восходит к Андрею Первозванному, одному из 12 апостолов Христа, по преданию дошедшего с проповедью его учения до языческой Киевской Руси.
И таких примеров в русской классической литературе можно найти немало.
Литература в школе способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Куприна, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.И. Белова, М.А. Булгакова, В.П. Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры.
Поэт Н.В. Колычев говорит: «Церковь и вера – вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, ещё способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный Народ для противостояния злым силам, довлеющим над ним». И сегодня учебники литературы и русского языка стали использовать нравственно-духовный потенциал православной веры. Кажется, мы осознали наконец мудрость старой народной пословицы: «Без Бога ни до порога».
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека
с миром. Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей и заставляет педагогов современной школы искать пути
и средства духовно-нравственного воспитания.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога…
(Н. Гумилёв)

Хочу в завершении обратиться к взрослым, в чьих руках
«Души наших детей», строками Е. Потехиной:

«Взрослые, не учите детей своих подлости.
Властные, не учите их злобе и зависти.

Сильные, не учите звериной жесткости.

Мудрые, не толкайте детей к пропасти.

Грешные, научите детей состраданию.

Слабые, научите любви и вниманию.

Старые, научите терпенью и кротости.

Слышите?! Оттащите детей от пропасти»

Список использованных источников
1. Дунаев, М.М. «Православие и русская литература» / М.М. Дунаев. – М: «Христианская литература», 1996.
2. Захаров, Н.В. Православные корни русской классической литературы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008.
№ 4 – Культурология. URL: http: www. zpu-journal.ru/ezpu/2008/4/Zakharov/
3. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005.