ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ ЧЕРЕЗ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В.В. Квятковская, Т.А. Будникова ГУО «Калинковичский районный социально-педагогический центр»

Ритм современной жизни привёл человечество к тому, что изменилась система ценностей, переориентировались принципы подходов к целостности семьи, её значимости для общества.
Социальные проблемы породили такие явления, как рост числа разводов, неполных семей, низкой рождаемости. Всё больше увеличивается девиация поведения среди молодого поколения, и, как следствие, увеличивается тенденция социального сиротства.

Ритм современной жизни привёл человечество к тому, что изменилась система ценностей, переориентировались принципы подходов к целостности семьи, её значимости для общества.
Социальные проблемы породили такие явления, как рост числа разводов, неполных семей, низкой рождаемости. Всё больше увеличивается девиация поведения среди молодого поколения, и, как следствие, увеличивается тенденция социального сиротства.
Данные проблемы привели к образованию социально-педагогических учреждений, главной функцией которых является оказание в комплексе различных видов помощи по выходу семьи из кризисных ситуаций.
С целью систематизации работы по профилактике социального сиротства, осуществления защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в 2007 году начинает работать уникальный документ – Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
За время действия Декрета в Калинковичском районе признаны нуждающимися в государственной защите 275 несовершеннолетних
из 145 семей. Возвращено родителям 179 детей из 84 семей, что составляет 69,1%; 35 детей были признаны нуждающимися в государственной защите повторно. Приведенные цифры свидетельствуют о необходимости поиска и включения в работу дополнительных резервов, внедрения новых форм в профилактической и коррекционной работе с несовершеннолетними и их родителями, налаживания четкой системы взаимодействия учреждений образования с заинтересованными структурами и ведомствами.
По цифрам видно, что основная часть семей предприняла результативные действия для возвращения детей домой. И это правильно по всем жизненным критериям.
Ведь семья – идеал всего мира. Роль родной семьи в жизни ребёнка велика по своей важности, и по месту, занимаемому в его душе. Ребёнку нельзя жить вне семьи.
Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует неоформленные душу, ум, волю и характер ребёнка.
Семья является особым видом социальной общности, основанным на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Принимая во внимание вышеизложенные истины и опыт сопровождения семей, где дети возвращены родителям, отмечаем, что закрепление здорового образа жизни, изменение жизненных ценностей, переосмысление родительской значимости закрепилось и усовершен-ствовалось в очень малом количестве семей.
Счастье в такие семьи пришло только благодаря усиленному желанию родителей победить греховные инстинкты через очищение души, осознание ценности человеческой жизни, его предназначения на Земле – быть Матерью и Отцом, а также, благодаря зарождению семейных традиций, направленных на духовно-нравственные ценности.
Неоспоримый отцовский авторитет, почитание пожилого человека в семье, приобщение к совместному труду, совместное чаепитие за круглым столом, ответственность за прирученных животных, соблюдение православных праздников, рациональное отношение к бюджету – это часть тех традиций, которые обозначились в семьях, направленных на путь созидания, добра и справедливости.
Также анализ ситуаций в семьях, где есть проблемы в детско-родительских отношениях, показывает, что строить взаимоотношения в семье мешают такие чувства, как нереализованные амбиции, непрощённые обиды родителей уже на своих родителей, необоснованные страхи, непедагогическая компетентность и т.п. В таких семьях из рода в род передаётся искажённая система ценностей.
«Сироты при живых родителях», – так говорят в народе про нерадивых родителей, которые лишены родительских прав. Но, когда глубоко анализируешь проблему одной семьи, достаточно хорошо видно, что причиной стала духовная слепота нескольких поколений, а факт лишения родительских прав как следствие бездуховности семьи, рода.
Приведенные факты свидетельствуют о необходимости поиска и включения в работу дополнительных резервов, внедрения новых форм в профилактической и коррекционной работе с несовершеннолетними и их родителями, налаживания четкой системы взаимодействия учреждений образования не только с субъектами профилактики, но и с другими общественными структурами, формирующими духовно-нравственные ценности.
Анализ результатов психодиагностических исследований детей, находящихся в социально-педагогическом центре, позволяет сделать вывод о том, что в социальной коррекции нуждается не только сам ребёнок, но и его ближайший социум в целом. Им нужно помочь восстановить позитивные детско-родительские отношения, используя нерастраченные созидательные ресурсы.
Дети, изъятые из семьи, в процессе пребывания в социально-педагогическом учреждении, претерпевают целый ряд психологических травм. К ним можно отнести сам процесс изъятия, помещение на карантин в медицинское учреждение, определение в социально-педагогическое учреждение, в дошкольное или общеобразовательное учреждение для обучения и т.д. Всё это травмирует ребёнка, у него усиливается обида на родителя за создавшуюся ситуацию, нарушается взаимная привязанность.
В свою очередь родитель также испытывает чувства подавленности и вины, которые временно притупляются в силу желания вернуть ребёнка. Необходимо иметь в виду, что установленная ситуацией дистанция между ребёнком и родителем зависит от возможности создания у ребёнка уверенности в родительской любви как безусловной.
Поэтому специалистам социально-педагогического центра пришла идея о такой форме работы, как «гостиная», с целью воплощения в жизнь идеи был разработан инновационный проект «Внедрение модели социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в социально опасном положении, детей, нуждающихся
в государственной защите через интеграцию взаимодействия: детский сад – школа – социально-педагогический центр».
В рамках реализации данного проекта открывается возможность привлечь необходимых специалистов согласно заявленной проблеме конкретного ребёнка, а специалистам социально-педагогического учреждения координировать реабилитационную работу с ребёнком
и родителем.
Коррекционная работа по решению проблем семьи ориентирована на мобилизацию её собственных возможностей и внутренних ресурсов
с привлечением заинтересованных ведомств и организаций, приходов Белорусской Православной Церкви, первичных организаций ОО «Белорусский Союз женщин».
Мы надеемся, что такая форма работы по реабилитации неблагополучных семей проявит положительную тенденцию в будущем по предупреждению сиротства при живых родителях.

Список использованных источников
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Глухова, Л.И. Проблемы социального сиротства / Под общей редакцией Л.И. Смагиной. – Минск: ГДП «Спектр-Диалог», 1999. – 104 с.
3. Троицкий, С. Христианская философия брака / С. Троицкий. – М.: Путь, 1995. – 290 с.
4. Щеголева, Е. Православный брак и семья /Е. Щеголева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 192 с.
5. Фалькович, Т.А., Нетрадиционные формы работы с родителями
/ Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.