ВЫСОКОВСКОЕ СЕСТРИЧЕСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВОСЛАВНОГО МИЛОСЕРДИЯ БЕЛАРУСИ О.А. Василюк ГУО «Высоковская средняя школа» Каменецкого района

Жалость, милосердие – понятия, без которых невозможно существование человеческого общества. С древности они являются важными условиями человеческого бытия в различных культурных традициях. Например, в исламе уделяется много внимания вопросам милосердия. В Коране Бог говорит, что всё, чем люди владеют на этой земле, в конечном счете принадлежит Богу. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допускать никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.
В христианстве милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех – наряду с верой и надеждой – добродетелей. Милосердие – долг человека, на что указывает заповедь любви: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Евангелие от Луки, 10:27).
В советское время понятия «жалость» и «милосердие» не мог использовать в речи настоящий строитель коммунизма. Исчезло из употребления и словосочетание «сестра милосердия». Однако в современном обществе есть сестры милосердия, безвозмездно помогающие нуждающимся. Кто они? Изменились ли их функции по сравнению с XIX – нач. XX в.? Была выдвинута гипотеза: роль сестер милосердия в современном обществе заметно снизилась, их функции выполняют те, кто не смог себя реализовать в профессии и семье.
Объект исследования – сестричества милосердия. Предметом исследования является деятельность сестричеств в разные эпохи.
Цель работы – выявить общее и различное в деятельности сестричеств милосердия от их возникновения до наших дней.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
– проследить историю возникновения и развитие движения организованной благотворительности;
– сравнить функции сестер милосердия в XIX – нач. XX в. и в наше время;
– рассмотреть современные виды деятельности на примере сестричества в честь Честнаго Животворящего Креста Господня при Высоковской Свято-Крестовоздвиженской церкви;
– принять участие в мероприятиях, проводимых сестрами милосердия данного сестричества.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматривается история возникновения специально организованной благотворительности в Европе и России.
Во второй главе мы говорим о возрождении сестричеств милосердия в конце XX века.
В третьей главе изучается деятельность сестричества милосердия в честь Честнаго Животворящего Креста Господня при Высоковской Свято-Крестовоздвиженской церкви как пример современного бескорыстного служения.
Мы пришли к следующим выводам.
Государство не занимается созданием и развитием сестричеств, так как функцию ухода за больными и ранеными осуществляют медицинские сестры на профессиональной основе.
Сестричества стали сугубо сферой влияния церкви, поэтому усилилась духовная составляющая деятельности сестер милосердия: они занимаются духовным окормлением, чтением духовных книг болящим, подготавливают их к принятию причастия.
По сравнению с XIX в. спектр деятельности сестер милосердия значительно расширился. Если в позапрошлом веке их основной задачей был уход за ранеными и больными, то сейчас они оказывают помощь малоимущим, многодетным, активно работают с молодежью, ведут просветительскую работу.
Однако основным отличием, на наш взгляд, является то, что современные сестры милосердия не получают за свой труд зарплату, занимаются этим в свободное от основного рода занятий время. Это позволяет нам сказать, что профессия «сестра милосердия» стала призванием.
Таким образом, в сравнении с XIX веком функции сестер расширились и отчасти видоизменились, но осталось неизменным главное – служение на благо других.