РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ И ПОСТЫ В ЖИЗНИ ПОЛЕШУКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ XIX В.) Чернышов П.Л., МГОЛ

Исследователи этноконфессиональной истории Мозырщины XIX века И. Эремич, В. Маракуев, К. Скопцов и др. оставили немало интересных, сведений о религиозной жизни крестьян Мозырского уезда.
Исследователь В. Маракуев, характеризуя религиозную жизнь полесского населения отмечал, что «он (крестьянин) человек суеверный, честный и бесхитростный; оторван от мира, а большею частью и от церкви, ибо храмы здесь редки и необыкновенно бедны, часто даже не похожи на церковь по своему жалкому внешнему виду и потому, что внутри без образов» [2, с. 9]. В то же время, автор характеризует Полешука как человека очень религиозного, который постоянно осеняет себя крестом, знает почти все известные церковные праздники. В церковь одевается празднично, смиренно ведет себя в ней, уважает священников, внимательно слушает молитвы и пение. Большим грехом Полешук считал работу в праздник, обязательно приходил к исповеди и причастию, строго и свято соблюдал церковные посты. «Пост в христианстве – аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берет на себя христианин на определенное время. Христианский пост предназначен для того, чтобы оторвать человека от земного, греховного, временного и взрастить в себе любовь к небесному, божественному, вечному. Основной целью поста в христианстве является духовный рост».
Особой религиозностью на Мозырщине, по мнению Маракуева, отличались жители Туровщины: «народ необыкновенно набожен: все умеют читать по церковнославянским книгам. В праздники в церковь все несут свечи, ладан, а женщины дополнительно лен и наметки собственного изготовления». Великий пост народ здесь соблюдал очень строго: «постом народ говеет и причащается по два раза: старые люди в пятницу и субботу Страстной недели совсем ничего не едят и причащаются в Светлое Воскресенье». Отмечая особую религиозность жителей Туровщины, тот же автор отмечал: «вместе с тем Туровцы очень суеверны, особенно женщины; они верят в колдовство и завитки» [2, с. 27-28].
И. Эремич в очерках Полесья приводит интересные факты о жизни и питании простых простолюдинов во время поста. «В постные дни, которых, полешук – простолюдин никогда и ни за что не нарушит, для него больше раздолья, а, по крайней мере, разнообразия в пище, чем в скоромные. Огородные и полевые растения доставляют ему то пищу, то приправу ее. Различные фрукты, в свежем и в сухом виде, бесчисленные породы ягод, в различных их видоизменениях, балуют его самыми приятными и здоровыми лакомствами. Невообразимое обилие всех пород грибов дает ему самую сочную, вкусную и ароматную пищу летом, самую лучшую приправу всякого кушанья зимой». Постное масло для еды крестьяне сами выжимали у себя дома из льняных, конопляных, маковых, семян, а иногда из орехов, или тыквенных семечек. Но самым обыкновенным, самым вкусным и питательным блюдом полешука, особенно в пост, была рыба. Причем, все исследователи Полесья отмечали, что «у него такое ее (рыбы) обилие, что тот только не наловит ее, кто не хочет, или не может. Рыба кишит, так сказать, в его водах» [1, c. 125].
Сведения о религиозной жизни Мозырского полешука нашли свое отражение в этнографических исследованиях К. Скопцова. Наблюдая за крестьянами, он отмечал, что почти все они обязательно осеняют себя крестом и произносят слова какой-либо молитвы, причем, из-за безграмотности иногда не понимали ее смысла (молитвы). В праздники крестьяне обязательно старались посетить церковь и «с напряженным вниманием слушали чтение и пение, хотя и без особого понимания». Удивительно, но после посещения церкви крестьяне обязательно отправлялись в корчму и там, в увеселениях продолжали «хвалить Бога». Полешук по-своему понимал праздник: «в праздник нужно помолиться Богу, а после молитвы необходимо повеселиться: выпить водки, поплясать и поиграть на скрипке или другом музыкальном инструменте» [3, c. 413]. Таким образом, два несовместимых понятия - молитва и увеселение, полешук легко соединял в своем сознании и при этом, что еще более удивительно «он считал за непростительный грех занятие какой-либо работой в праздник».
Описывая религиозную жизнь крестьян, этнограф Скопцов особо отмечал отношение полешука к посту: «Нужно заметить, что здешние крестьяне строги и буквально исполняют установленные церковью посты. Святость постов нерушима. Строгость в соблюдении постов соблюдается до того, что никакие обстоятельства не заставят нарушить их». В подтверждение он приводил интересный факт: «Болел один мальчик лет двенадцати. Между прочих спасительных средств, фельдшер предложил ему пить молоко, а это было во время поста. Мальчик не соглашался, несколько взрослых стали разубеждать его в том, что в его положении это за грех не сочтется, но все было напрасно: ответ его на все советы был таков: лучше соглашусь умереть, чем пить в пост молоко» [3, c. 414]. Таким образом, здешние крестьяне придавали великое значение важности постов. Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что религиозная жизнь крестьян Мозырского Полесья отличалась богатой обрядностью и в тоже время раздвоенностью: христианство мирно уживалось с язычеством. Крестьяне были очень религиозны и строго соблюдали посты, но в тоже время «смесь убеждений, верований и обычаев православных с всевозможными суевериями порождала дуализм, приводила к раздвоению мыслей и действий между миром Бога и миром духов».

Литература:
1. Эремич, И. Очерки Белорусского Полесья / И. Эремич // Вестник Западной России. – Вильно,1867. – Т.3. Книга VIII. – С. 108–133.; Т.4. Книга IX. – С. 201–222.
2. Маракуев, В. Полесье и полешуки (Из путевых заметок) / В. Маракуев. – Москва,1879.
3. Скопцов, К. Из религиозной жизни крестьян Мозырского уезда / К. Скопцов // Минские Губернские Ведомости. – 1869. – № 30. – С. 413–414.