ИДЕАЛ ЦЕЛОМУДРИЯ В РУССКОМ СВЯТООТЕЧЕСКОМ ПРЕДАНИИ Михайлов В.Д., Институт теологии им. Свв. Мефодия и Кирилла

Сегодня в нашем политкорректном обществе такие понятия как «подростковый секс», «свободная любовь», «гражданский брак», «бисексуальность» и др. стали совершенно обыденными и нормальными, а идеалы целомудрия, телесной чистоты, девственности до брака, супружеской верности наоборот, крайне редкими. Результаты таких аксиологических перемен очевидны: высочайшая статистика разводов, измен, половой распущенности, неудовлетворённости супругов в браке и суицидов. В таких условиях падения уровня морали и множества соблазнов даже верующим православным христианам трудно продолжать следовать добродетели целомудрия и в то же время не выделяться в обществе. Но если обратиться к истории, то и в античный период христиане жили в таких же условиях: римское языческое общество не считало блуд, разврат и плотоугодие грехом, а всего лишь удовлетворением физиологических потребностей. В ветхозаветные времена разврат был обыденным явлением, что явилось причиной «Великого Потопа» [1, с. 15-16]. И так же в будущем плотские грехи (согласно «Апокалипсису» Иоанна Богослова) будут приближать «Страшный Суд» человечества [1, с. 1375-1397]. Так что такое целомудрие, в чём оно состоит, каково его значение в жизни человека и как возможно его воспитать? Рассмотрим учение о целомудрии в творениях святых Русской Православной Церкви.
Святитель Феофан Затворник пишет, что «первоначально слово целомудрие (от греческого - sophrosune) означало благоразумие, здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове» [6]. Слово «целомудрие» в посланиях русских святых используется наряду с такими словами как «чистота», «девство», «девственность» и «скромность». Святитель Игнатий Брянчанинов указывает, что «Православная Церковь признает девство естественным для человека, признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное» [3]. То есть, по определению русских православных святых, девственность – это первоначальное состояние человека в раю. А после грехопадения одним из важнейших условий возвращения к первоначальному состоянию стало хранение девства до освящённого Богом брака, хранение супругами верности в браке, или полный отказ от плотских отношений. Русские святые разделяют точку зрения Католической Церкви, относя грех блуда к разряду смертных грехов. По словам митрополита Филарета Московского, «жить целомудренно, означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце не зараженным нечистыми желаниями, тело не растленное нечистыми делами» [7]. Чистоту целомудрия святые Русской Православной Церкви рассматривали как добродетель, противоположную плотским страстям и разврату, и в которой проявляется нравственная чистота и тела и души. Игнатий Брянчанинов, определяет эту добродетель так: «Чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения» [3]. «Целомудрие - от духовного сердца и духовной мудрости» [5] - дополняет Тихон Задонский.
Иногда оба названия добродетели целомудрия в трудах святых объединяются в одном термине «чистота целомудрия». По словам святителя Феофана Затворника «чистота целомудрия – это когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий» [6]. В святоотеческой литературе встречаются еще два понятия: «чистота девства» – когда при девственной нерастленности тела сохраняется и непорочность души, и «чистота сердца» – чистота от всех пороков и страстей [6]. «Надо знать каждому христианину, – пишет святитель Димитрий Ростовский, – что чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота. Если кто и не творит скверного греха телом, но умом любодействует, имея скверные мысли, удерживая их, подчиняясь им и услаждаясь ими, он блудник и не может быть храмом Святого Духа. Ибо Дух Святой... подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу» [2]. «Чистота супругов состоит в верности их друг другу. Чистота дев и вдовиц, невест Христовых, состоит в верности Христу» [3].
Что значит жить целомудренно? Феофан Затворник указывает, что «целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего» [6]. Возможно ли вообще соблюдать эту добродетель в наше время? Ответ на этот вопрос содержится в следующем послании Филарета Московского: «Целомудрие – общехристианская добродетель. Девство и брак – не для всех, а целомудрие – для всех» [7]. То есть нельзя сводить понятие целомудрия только к физиологической стороне. Целомудрие – как «внутренняя целостность» тела и души – обязательная ценность для каждого христианина. «Тот, кто познает, что такое жизнь во Христе Иисусе, пренебрегает внешним и весь обращается внутрь. Оттого, само собою, первое падает, а последнее возвышается и растет» [6]. К чему приводит блуд? Феофан Затворник пишет, что «эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое» [6]. По учению Православной Церкви «неестественно девство падшему человечеству, а потому оно никак не может быть получено одними собственными усилиями: собственные усилия укрощают плоть, а истинное девство – дар Божий, следствие постоянной усерднейшей, часто весьма долговременной молитвы» [3]. «Девство, естественное для человеческой природы в первобытном состоянии, неестественное для естества падшего, возвращено как дар естеству, обновленному Спасителем» [3].
Каковы внутренние и внешние признаки действия целомудренного человека? Святой праведный Иоанн Кронштадский приводит следующее изречение по этому вопросу: «Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению Создателя. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к верховной святейшей красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом. Они мысленно созерцали красоту святых Божиих и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Господу Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» [4].
В святоотеческой литературе приводятся условия, при которых возможно «стяжать» целомудрие. Игнатий Брянчанинов перечисляет следующие из них: это «уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, а еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний: совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога» [3]. Святитель Тихон Задонский наставляет: «Чистоту и целомудрие весьма береги и замечай, что им содействует. Первое: мало ешь и пей, полюби пост. Второе: никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь. Третье: помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде смотрит и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь грешить? Четвертое: когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй ее от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному». Пятое: часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем. Шестое: храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими. Седьмое: стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу» [5]. Игнатий Брянчанинов дополняет: «Повергни перед Господом немощь естества твоего, осознай бессилие твое во всех отношениях и примешь дарование целомудрия неприметным образом» [3]. «Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд, но одного этого недостаточно для приятной Богу чистоты, которая видит Бога. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных» [3]. «Милостивый, если он милостив истинно, должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога» [3]. Кроме того, Святые Отцы приводят конкретные образцы целомудренной жизни в житиях мучениц Фомаиды, Пелагеи девы, Евфрасии, Домнины, Виринеи и Проскудии, благоверной княгини Иулиании Вяземской, равноапостольной Феклы и других.
Целомудрие связано со всеми другими христианскими добродетелями. Лучше всего эта связь отражена в трудах святителя Феофана Затворника: «Добродетель целомудрия (в широком смысле слова), как, добродетель всеобъемлющая, отражающая в себе здравие души и чистоту жизни, находится в существенной связи, в органическом единстве со всеми христианскими добродетелями» - пишет он [6]. «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей и есть не что иное, как непорочность» [6]. «Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. «В правде с любовью... заключается отрешенность от всего чувственного (греховного) и полную чистоту от страстей» [6]. «Святость, – пишет епископ Феофан Затворник, – есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий». [6] Таким образом, по его словам «целомудрие, праведность и благочестие обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди, всю волю Божию» о нашем спасении [6].
Интересно, что одним из условий целомудренной жизни святые называют скромность в одежде и внешности. Святитель Тихон Задонский по этому поводу пишет: «Украшающие свои лица, кроме того, что потеряли целомудрие, исправляют Божие дело, которое совершенно и не требует исправления, и потому против Создателя своего. Как невежда, исправляя прекрасно написанный живописцем образ, тем самым оскорбляет живописца, так и женщины, подкрашивая свои лица, оскорбляют своего Создателя. Приличнее христианкам умывать лица слезами, чем раскрашивать белилами и красками [5]. «Для диавола нет лучшего и более удобного орудия к прельщению юных сердец, чем лицо женское, а особенно искусно подделанное и благоуханиями и мастями намазанное» [5]. Игнатий Брянчанинов дополняет: «Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды,- и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия» [3]. «Ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности» [3].
Таким образом, в соответствии с Церковным Преданием Русской Православной Церкви целомудрие – это важнейшая христианская добродетель, одно из главных условий правильного христианского воспитания, сохранения душевного и телесного здравия и одно из центральных идеалов христианской жизни.

Литература:
1. Российское библейское общество. Библия. Книги Священного Писания. / М.: РБО, 2011 - 1408 с.
2. Димитрий Ростовский, свт. Поучение и слова. Ч. 1 [Электрон. ресурс] - 14.10.2014. - Режим доступа: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=dmpchsl
3. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Ч. 1-3 [Электрон. ресурс] - 17.10.2014. - Режим доступа: http://lib.cerkov.ru/authors/44
4. Иоанн Кронштадский, свт. Моя жизнь во Христе. [Электрон. ресурс] - 12.10.2014. - Режим доступа: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=ioannk
5. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. [Электрон. ресурс] - 15.10.2014. - Режим доступа: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=tihon
6. Феофан Затворник, свт. Творения. [Электрон. ресурс] - 14.10.2014. - Режим доступа: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=feofanz
7. Филарет Московский, свт. Наследие. [Электрон. ресурс] - 17.10.2014. - Режим доступа: http://www.pagez.ru/philaret/.