ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Колесниченко Е.А., МГПУ им. И.П. Шамякина

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она должна принять его таким, каков он есть, – здоровым или больным, добрым или не очень, покладистым или колючим и дерзкий. Безусловное принятие ребенка – основа семейного воспитания и духовного его развития.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей у ребенка с детства закладываются определенная система морально-нравственных ценностей и смысловых ориентаций, которые он исповедует на протяжении всей своей сознательной жизни. Именно в семье формируются первоначальные представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям и другие качества.
По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов – проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви, которое сопровождает младенца, как до, так и после его момента рождения, а затем и на всех этапах его взросления благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка, дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников.
Парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как положительным, так и негативным фактором в духовном воспитании детей. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей и эмоционально отрицательных проявлений, то нередко в таких семьях духовное развитие ребенка крайне осложняется.
Особенностью семейного воспитания также является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.
В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия. Оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке.
Наиболее распространенными ошибками духовного воспитания ребенка в семье являются:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка (избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения);
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие благоприятного психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях;
- психолого-педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
- противоправное поведение взрослых.
Основными психолого-педагогическими принципами духовного воспитания личности ребенка в ходе семейного воспитания являются:
- воспитание ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
- принятие ребенка таким, каков он есть и всемерное способствование развитию в нем лучших личностных черт и качеств;
- учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей ребенка;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней;
- личный положительный пример родителей – как идеальная модель для подражания детей;
- опора на положительное в растущем человеке;
- создание ситуации успеха (моральная и психологическая поддержка ребенка в его начинаниях);
- учет ведущей деятельности (игровой, учебной, трудовой), предопределяющей весь ход психофизического развития ребенка на определенном возрастном этапе;
- оптимизм и мажор – как основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Данные принципы могут быть расширены, дополнены и видоизменены. Главное, чтобы они были. И были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.
Таким образом, семья выступает важнейшим социальным институтом и условием развития духовности ребенка. Именно в семье закладываются основы морали, нравственности, ценности, нормы и правила поведения человека, которыми он будет руководствоваться на протяжении всей своей жизни.