«ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО ХРАМА И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ г.КАЛИНКОВИЧИ» Булавко Екатерина, учащаяся 6В класса гимназии г.Калинковичи. Руководитель: Кохан Елена Анатольевна, учитель русского

Вся история православия на Калинковичской земле насчитывает сотни лет, она многострадальна и поучительна, как и вся история нашего Отечества.
О том, что в городе Калинковичи уже в XVI веке была построена первая церковь, я впервые узнала из попавшейся в руки книги «Свет православия на Калинковичской земле» [1, с.24]. После того, как я побывала на том месте, где в XVI веке над местечком Каленковичи возвышался Свято-Никольский храм, мне не давали покоя вопросы: «Кто строил эту церковь? Как она выглядела? Какова вообще судьба этого храма?
Было опрошено 30 учащихся гимназии. В результате опроса выяснилось, что только 2 человека слышали, что ещё в 16 веке в Калинковичах действовала православная Свято-Никольская церковь. Описать, как выглядело здание храма, когда оно было построено, назвать фамилии священников конечно не смог никто. Но 27 из 30 опрошенных хотели бы узнать о судьбе храма, узнать историю своей малой Родины. Результаты опроса убедили в необходимости изучения уже в школе истории православия на Калинковичской земле и сохранения исторической памяти моих земляков. И мы постарались узнать как можно больше об истории нашего Свято-Никольского храма.
Калинковичи впервые упомянуты в официальных документах ВКЛ 8 октября 1560 г. как казённое имение Каленковичи. По одной из утвердившихся версий название Калинковичи происходит от белорусского слова «калена» - колено, расстояние от одного изгиба до другого. Авторы этой версии считают, что, вероятно, дома первых селян располагались в виде «колена». В 16 веке Каленковичская Свято-Никольская церковь находилась на месте нынешней стоянки для автотранспорта возле магазина «Анри». Дом священника находился в районе нынешнего кольца, практически по прямой линии. Вокруг размещалась церковная земля. Поэтому дома первых селян не могли находиться на церковной земле между Свято-Никольской церковью и домом священника в виде колена. Отсюда, маловероятным является происхождение названия города от слова «калена».
Но детального плана Калинкович до XX века не существует. В Национальном историческом архиве Республики Беларусь [2, дело 2] имеется чертеж участка дороги от Мозыря до Бобруйска, «Царьградский» почтовый тракт. Дорога из Мозыря в Калинковичи проходила в те времена чуть западнее нынешней и была более извилистой. Часть ее пролегала по территории нынешней улицы Волгоградской, именно здесь после взятия и разорения в 1534 г. крымскими татарами Мозыря поселились бежавшие от преследования несколько семей (отсюда и пошла земля Калинковичская!). В 1544 г. первым поветовым старостой местечка стал Николай Радзивилл Чёрный (он же являлся старостой и Мозыря). При нём между 1544 – 1560 гг. была построена Каленковичская Свято-Никольская церковь. Именно факт постройки церкви и дал право селению (а в 16 веке это было лишь несколько хат) называться селом. По средневековой традиции вновь построенный храм принято было называть в честь небесного покровителя данной местности, либо помещика или государственного управителя, старосты. В большинстве документов, вплоть до 1918 г., местная Свято-Никольская церковь именовалась как «Каленковицкая, Коленковицкая», т.е. можно предположить, «построенная» Николаем Радзивиллом, или Каленкой, как его ещё называли.
Известны названия населённых пунктов Василевичи, Ганцевичи, Ивацевичи, Климовичи, Яновичи и т.д., образованные от собственных имён. Основой образования названия Калинковичи послужило известное мужское имя Николай в неофициальных формах: Коль, Кола, Калина, Калей, Коленька, Калиска, Калинник, Каленик, Каленка [3, c.47]. Именно Каленкой и называли Николая Радзивилла Чёрного - первого старосту местечка.
В описи 1836 г. указано, что каленковичская церковь «деревянная, с четырьмя окнами и одним большим куполом, до половины верхом завалилась и к починке неспособна». Хлопоты по строительству новой церкви начал о.В.Малевич. Было предложено постороить новую каменную церковь и в другом месте, близ дома священиика. Свято-Никольский храм стоял бы предположительно на месте магазина «На ростані». Но прихожане не поддержали такой план.
22 октября 1857 г. новый храм был освещен. Красивое, строгих линий каменное здание более века формировало облик местечка. Одновременно был построен новый дом для священника. На тот момент это было самое вместительное и благоустроенное жилое здание во всем местечке. Сооруженный прочно и качественно, дом простоял более ста лет. После войны в нем размещался горисполком, затем детская больница. В старом доме священника в 1857 г. была открыта первая в Каленковичах школа.
Православный храм всегда выполнял важную функцию воспитания патриотизма у верующих. Общее единство в вере сплачивало людей, помогало им переносить тяжкие невзгоды от засухи, наводнений, неурожаев, войн. Приходские священники не только несли слово Божие, но были и первыми учителями грамоты для детей. Учебные книги приобретались за счет церкви. В 1857 г. было открыто Каленковичское училище, которое размещалось в старом доме священника.
В феврале 1917 г. произошла революция, власть конфисковала всю церковную землю и недвижимость. Весной 1926 г. в Свято-Никольском храме стреляли в священника.
После закрытия Свято-Никольской церкви в её здании разместился Госбанк. Колокольню разобрали. Но закрытие церквей полностью не изменило отношение людей к религии.
В начале 1942 года в Калинковичах вновь была открыта Свято-Никольская церковь и воссоздан Калинковичский православный приход. В тяжелые военные годы церковь и вера в Бога стали для людей единственным источником жизни. Восстанавливая разорённую церковь, прихожане несли в неё тайно сбережённые иконы и книги, построили небольшую звонницу вместо снесённой. Люди ждали помощи от Бога.
После окончания войны мир не пришёл в духовную жизнь народа. С 1945 г. в районе действовало только две церкви – в городе Свято-Никольская и в Юровичах.
В 1964 г. на Радуницу сразу после службы представителями горисполкома Свято-Никольский храм был закрыт. В августе с него сняли кресты, сбросили купола, колокола сдали на металлолом. Здание храма было перестроено и потеряло церковный вид. Длительное время здесь находился городской Дом пионеров, а сейчас – Дом детского творчества.
Для того, чтобы выявить отношение к вере в наше время, было проведено анкетирование взрослых (таблица №1) и сверстников (таблица №2).

Таблица №1. Результаты анкетирования взрослых

Вопросы: Ответы:
Да непостоянно
1.Посещаете ли вы церковь? 10 человек
(91%) 1 человек
(10%)
2. Как часто посещаете церковь? 8 человек
(73%) 3 человека
(27%)
3.Помогает ли по жизни вера в Бога? 11 человек
(100%) 0
(0%)
4.Даже, если вы неверующий, обращаетесь ли вы к Богу в трудные минуты? 11 человек
(100%) 0 человек
(0%)
5. Как вы считаете, нужно ли приучать детей к христианской вере? 11 человек
(100%) 0 человек
(0%)
Вывод. Анализ данных таблицы №1 отражает, что из опрошенных 11 человек верующими оказались 10 человек. Хотя церковь посещают 8 человек, на вопрос – помогает ли в жизни вера в Бога – все ответили убедительно. Опрашиваемые считают, что, веря в то, что Бог их не оставит, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Утвердительно ответили все опрошенные на вопрос о преподавании в школах курса истории православной культуры.

Таблица №2.Результаты анкетирования учащихся

Вопросы: Ответы:
Да Воздержались
1. Есть ли в вашей семье верующие? 15 человек
(57%) 11 человек
(43%)
2. Посещаете ли вы церковь? 4 человек
(15%) 22 человека
(85%)
3. Вы обращаетесь к Богу только в определенные моменты (когда страшно или тяжело)? 12 человек
(46%) 14 человек
(54%)
4. Помогает ли вам обращение к Богу, приобретаете ли вы уверенность в себе? 16 человек
(62%) 10 человек
(38%)
5. Если бы в школе ввели курс об истории православия, как бы вы к этому отнеслись? 8 человек
(31%) 18 человек
(69%)
6. Нужны ли на ТВ программы на христианские темы? 8 человек
(31%) 18 человек
(69%)
Вывод: анализ данных таблицы №2 отражает, что по первому вопросу у половины ребят родители оказались верующими. А верующих ребят оказалось чуть больше половины класса. В трудное время к Богу обращается половина класса, считают, что обращение не помогало им, но вселяло надежду на лучшее. На вопрос о возможном введении курса об истории православия, положительно ответили треть учащихся, такое же количество, ответило положительно на вопрос о программах на христианские темы по телевидению. Полученные решения говорят о том, что интерес к православной вере возрастает. Даже те, кто отрицательно ответили на вопрос анкеты или воздержались – сделали это с уважением к вере.
Анкетирование учащихся показывает, что они имеют весьма смутное представление о религиозных верованиях. Это свидетельствует о недостаточности православного образования в общеобразовательной школе. Изучение истории Православия, Основ православной культуры – одна из возможностей решения задач духовно-нравственного развития учащихся. Возможно, в скором времени такая целенаправленная работа восстановит ту гармонию в душах людей.
Вне всякого сомнения, возвращение Калинковичской земле разрушенных и сожжённых в годы «освобождения трудящихся масс от религиозных предрассудков» храмов, а городу - исторической святыни - Свято-Никольской церкви – восстановит социальную справедливость и утраченную связь времён, сделает калинковичан духовно богаче. Ведь духовность – одна из главных жизненных компонентов патриотизма. А в патриотизме – будущее нашего государства.

Литература:
1.Лякин, В.А., протоиеререй Георгий Каминский. Свет православия на Калинковичской земле / Минск, 2006.
2.Материалы Национального исторического архива Беларуси: Фонд 120, опись 2, дело 1193 Фонд 299, опись 2, дело 6562
3.Бирилло, М.В. Белорусская антропонимия. – МН.: Наука и техника, 1968 г.
4.“Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Гомельская вобласць”. (Мн., 1985).