КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ О СОДЕРЖАНИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Болотова А.А., УО МГПУ им И.П.Шамякина

В период утверждения христианства, который являлся переломным в развитии восточнославянских земель, с зарождением и становлением новой морали формировались и соответствующие ей основы нравственного воспитания. Обоснование мысли о том, что человек путём развития своих личностных черт и качеств может приблизиться к моральному идеалу, решая тем самым главную проблему своей жизни – спасения души, – акцентировало исключительное внимание древнерусских просветителей X-XIII вв. к определению содержания нравственного воспитания. Содержание нравственного воспитания, в свою очередь, определилось ценностными ориентациями христианства и исходило из тех народных педагогических традиций, которые были созвучны совокупности моральных норм средневекового феодального общества.
Мыслители Киевской Руси, рассуждая о содержании нравственного воспитания, придавали большое значение формированию у человека представления о совокупности правил и установок нравственного поведения, а также развитию личностных качеств и черт, наличие которых будет определять мотивы и потребности нравственной деятельности.
Анализируя содержание этико-педагогических произведений Древней Руси, можно сделать вывод о том, что их авторы отводили большое место формированию системы знаний об основных моральных категориях. В этой связи просвещённость, интеллектуализм предстают важнейшим личностным качеством, развитие которого являлось одной из главных составляющих содержания нравственного воспитания. Человек просвещённый имеет ясное представление о том, что такое добро и что такое зло; он в состоянии усвоить и реализовать предложенные ему моральные идеалы, принципы и нормы поведения. Образованный человек в состоянии увидеть смысл поступка до его свершения, и это даёт возможность скорректировать линию поведения, воздержаться от дурного.
Климент Смолятич подчёркивал исключительно важную роль интеллектуализма в структуре личностных качеств нравственного индивида. Мыслитель разделяет господствовавшие в его время представления о том, что Бог, будучи непознаваемым сам по - себе, может быть познан, через «тварь», т.е. сотворённый Им мир. Следовательно, познание разумности природы и собственная просвещённость и есть пути к познанию Бога, а значит и высший смысл человеческой жизни. Человек образованный может добиться божественных высот в воспитании, ведь «повелителем ум называется» [1, 184].
Важными нравственными качествами Климент Смолятич считал кротость и смирение. В «Послании пресвитеру Фоме» мыслитель отмечает: «... да будет моя тёмная душа, как та вдовица, и да вбросит она два медяка в святилище: от плоти – целомудрие, и от души – смирение» [1, 185]. Выработка этих качеств весьма актуальна для повседневной жизни, ведь в представлении средневекового человека служение Богу не унижает, а возвышает и спасает индивида [2, 271]. А служение требует кротости, смирения, т.к. именно эти нравственно-волевые качества помогают людям подавить в себе гнев, гордыню, внутренние страсти и влечения. Кроме того, социальная структура феодального общества основывалась на строгом подчинении по принципу: «сеньор-вассал» (князь-боярин, боярин-холоп). Следовательно, востребованным, органичным в этой структуре является именно смиренный, кроткий, терпеливый человек. Конкретно-исторические условия древнерусского периода определяли именно такой тип личности, в котором одними из ведущих качеств выступает кротость и смирение.
Климент Смолятич первым среди древнерусских просветителей и церковных деятелей высказал идею нестяжательства. В «Послании к пресвитеру Фоме» Климент ставит себе в заслугу полный отказ от всего, в том числе и церковного имущества. Это не вполне обычно для XII века, когда крупные земельные владения, сёла, холопов имели многие монастыри (в том числе и Печёрский) церкви, отдельные священнослужители. Но в то же время приоритет духовного, вечного над сиюминутным, материальным характерен для средневекового мышления. В этом смысле показательна фраза Климента Смолятича о «четырёх локтях земли»: «Но вместо домов и сёл, бортей и пожней, сябров и изгоев у меня - четыре локтя земли, чтобы могилу выкопать, и эта моя могила на глазах у многих» [1, 181]. По мнению философа, нравственный человек должен чуждаться богатства, т.к. «богатство презрели многие, а славу - никто» [1, 181]. Идея нестяжательства нашла своё дальнейшее развитие на русских землях в ХIV-ХV вв., а в XVI стала главной в идеологическом споре иосифлян и нестяжателей.
Климент Смолятич, считавшийся одним из образованнейших людей своего времени, также исходил из того, что нравственность личности неотделима от её просвещения. Мыслитель признавал нравственным только просвещённого человека. В «Послании пресвитеру Фоме» философ высоко оценивает образовательный потенциал смоленского инока Григория: «Поминаю же пакы речённаго тобою учителя Григория, его же и свята речи не стыжуся, но не судя его хощу рещи, но истиньствуя. Григорий знал алфу, якоже и ты, и виту…» [1, 259].
Представления Климента Смолятича чрезвычайно интересны тем, что он делает попытку преодолеть отрицание внецерковного знания, характерного для изучаемого периода. Климента с полным правом можно считать мыслителем новой формации, начавшим «тенденцию обмирщения догматической мудрости посредством синтезирования языческого эмпиризма и созерцательного богопознания» [3, 37–38]. «Вам дано знать тайны царства Божия, а прочим в притчах» – из этого изречения Климента Смолятича можно сделать вывод о том, что для духовно-нравственного совершенствования индивида помимо религиозного знания необходимо и светское.
Просветитель твёрдо верил в возможность каждого приблизиться к нравственному идеалу. Основание для этого – крещение, принятие христианства. Эта мысль звучит во всех произведениях педагогической направленности Киевской Руси и является связующим звеном в представлениях восточнославянских мыслителей о целях, содержании и методах нравственного воспитания личности.
Исследователь древнерусской культуры А.П. Забияко обращает внимание на то, что крестившись, человек становился «тезоименинен» некоему святому становился отражением, эхом этого святого. Чем ближе к оригиналу это «изображение» и «начертание», тем человек совершеннее. Чем дальше – тем человек греховнее и ничтожнее [2, 191-192]. Индивид не должен бояться трудностей, испытаний в процессе морального совершенствования, ведь, как указывает Климент Смолятич, «… если Бог о бессловесных заботиться и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит!» [1, 188].

Литература:
1. Климент Смолятич. Послание пресвитеру Фоме / Смолятич, Климент // Златоструй. Древняя Русь Х-ХІІІ вв. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 180-190.
2. Забияко А.П. История древнерусской культуры / Забияко, А.П. – М.: Интерпракс, 1995. – 304 с.
3. Майхрович А.С. Становление нравственного сознания ( Из истории духовной культуры Беларуси ) / Майхрович, А.С.. – Минск: Наука и техника, 1996. – 205 с.