В рамках VI Белорусских Рождественских чтений состоялось заседание секции для учреждений дошкольного образования
26 ноября 2020 года, в рамках VI Белорусских Рождественских чтений, в дистанционном режиме под председательством игумена Авксентия (Абражея), председателя отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии и Тимошенко Натальи Васильевны, методиста государственного учреждения образования «Ясли-сад № 170 г. Гомеля», прошла секция для учреждений дошкольного образования.
В заседании секции приняли участие протоиерей Евгений Лихота, председатель отдела религиозного отдела образования и катехизации Брестской епархии, Финькевич Людмила Владимировна, научный консультант инновационных проектов МО РБ, доцент кафедры общей и детской психологии МГПУ им. М Танка, руководители учреждений дошкольного образования, педагогические работники.
Встреча была посвящена обсуждению вопросов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций белорусского народа.
В работе секции прияло участие 98 человек, 6 человек выступили с сообщениями о накопленном опыте работы, проблемах и перспективах.
C приветственным словом к собравшимся обратились игумен Авксентий (Абражей) и Финькевич Людмила Владимировна, которые отметили важность приобщения детей к православной культуре с дошкольного возраста, а также обратили внимание на сотрудничество дошкольных учреждений, Церкви и семьи в интересах духовно нравственного развития воспитанников, формирование этнической идентичности у детей дошкольного возраста.
Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, компетентного гражданина нашей страны. Об этом и многом другом говорилась на секции для учреждений дошкольного образования.
Опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошколят поделились:
- Пуляк Ольга Ивановна, заведующий государственным учреждением образования "Ясли-сад № 4 г.Несвижа "Кораблик детства" с докладом «Сучасныя падыходы да развіцця беларускага маўлення ва ўстановах дашкольнай адукацыі»;
- Чуракова Галина Николаевна, заведующий государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Наровля» с докладом "Система духовно-нравственных ценностей в воспитании дошкольников";
- Кадукова Ольга Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования “Обольский ясли-сад Шумилинского района” с докладом “Сістэма работы ўстановы дашкольнай адукацыі па духоўна-маральнаму выхаванню дзяцей дашкольнага ўзросту”;
- Шкаленкова Татьяна Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования "Дошкольный центр развития ребенка г.Чечерска» с докладом «Роля інтэрактыўных пазнавальных гульняўу рэалізацыi тэматычных тыдняў» и другие.
Доклады участников отражали актуальные темы практической работы педагогов в образовательном процессе. Они касались и духовно-нравственного воспитания детей, и развития познавательной сферы обучающихся с различными образовательными потребностями, и здоровьесберегающих технологий, и методической работы педагогов, направленной на повышение эффективности образовательного процесса.
Через проекты, сказки, трудовую, игровую, учебную деятельности воспитанники узнают о жизненном опыте своих предков, строящемся на понятиях ценности семьи, родительского благословения, послушания и других основах христианской жизни, заложенных нашими предками.
Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Дошкольный возраст - время вхождения ребёнка в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте, и является, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Участники Чтений предлагают:
- одобрить опыт работы в области духовно-нравственного воспитания, представленный в государственном учреждении образования "Ясли-сад № 170 г.Гомеля" по организации работы с педагогами, и рекомендовать его к распространению;
- рекомендовать для внедрения в практику работы учреждений дошкольного образования опыт работы учреждений образования по формированию у воспитанников национального самосознания через обучение белорусскому языку;
- подготовить к изданию сборник дидактических материалов и интерактивных игр духовно-нравственной направленности для работы с детьми дошкольного возраста;
- организовать трансляцию опыта работы учреждений дошкольного образования в системе: детский сад-школа-колледж-вуз;
- организовать, по возможности, цикл онлайн-конференции с участием российских коллег, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
Важно понимать, что эффективность работы должна оцениваться не по количеству учреждений, участвующих в этой работе, или по количеству проведенных мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.
Содержание образования должно обеспечивать духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную и мировую культуру и принести положительные результаты.