В день празднования явления Минской иконы Божией Матери епископ Леонид принял участие в торжествах в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска

26/08/2015

26 августа 2015 года преосвященный Леонид, епископ Туровский и Мозырский принял участие в торжествах по случаю празднования явления Минской иконы Божией Матери в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска.
Центральным моментом торжеств была Божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Павел, Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, архиепископ Гродненский и Волковыйский Артемий, архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, епископ Дятловский Петр, епископ Брестский и Кобринский Иоанн, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Туровский и Мозырский Леонид, епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, епископ Слуцкий и Солигорский Антоний и епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, а также духовенство города Минска.
По окончании Богослужения Патриарший Экзарх поздравил архипастырей, священнослужителей и прихожан с праздником и обратился с словом назидания.
После праздничной трапезы состоялось Архиерейское совещание на котором Преосвященные владыки обсудили ряд вопросов, касающихся жизни и деятельности епархий Белорусского Экзархата.

По материалам Официального портала Белорусской Православной Церкви

* * *

Чудотворная икона Божьей Матери «Минская» – одна из самых почитаемых святынь Беларуси.
Согласно церковному преданию, писал ее святой апостол и евангелист Лука по настоянию собратьев-апостолов и христиан, и находилась она в греческом городе Корсуне (Херсон). Увидев выполненную работу, Дева Мария якобы благословила свою первую икону и напутствовала ее как зримый знак своего постоянного благодатного присутствия среди людей, сказав, что благодать Божия будет с этой иконой беспрестанно.
Предание говорит, что Минская икона Божией Матери в конце X века она была перенесена святым великим равноапостольным князем Владимиром вместе с другими святыми иконами из греческого города Корсуня или Херсонеса в стольный град Киев.
В Киеве Минская икона Богоматери была поставлена во вновь построенной церкви во имя Рождества Богородицы, которая чаще всего называлась просто Десятинной. В ней образ Богоматери хранился более пятисот лет и за все это время неоднократно прославлялся чудесами.
Около 1500 года возникла война Шахмат-Гирея, хана заволжских татар, с Махмет-Гиреем, перекопским ханом. В это время на Киев напали татары и разграбили его. Подверглась разграблению и Десятинная церковь: один татарин сорвал с хранившегося в ней чудотворного образа Богоматери все драгоценные украшения, а саму икону бросил в волны реки Днепра. Казалось, что святыня Десятинной церкви навсегда уничтожена рукой святотатца-татарина.
Однако образ Владычицы Небесной через некоторое время чудесным образом приплыл по воде в Минск и остановился на реке Свислочи, против древнего замка минских удельных князей, где и был обретен жителями города. Последние заметили святую икону Богоматери потому, что от того места, где она остановилась, исходило необыкновенное сияние. Святая икона тотчас же была извлечена из реки Свислочи и торжественно при большом стечении местных городских и окрестных жителей перенесена в замковую Богородице-Рождественскую церковь.
Так как это обретение чудотворного образа Божией Матери произошло 26 августа (13 августа по старому стилю), то и празднование ему было установлено в этот же день.
В замковой Богородице-Рождественской церкви икона Богоматери находилась около 116 лет. В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести ее из православной замковой церкви в тогдашний униатский Свято-Духов монастырь. Его распоряжение было приведено в исполнение. Только после воссоединения униатов в 1839 г. эта святыня опять была возвращена православным.
Когда в городе Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась святая икона, была переименована в Петро-Павловский кафедральный собор.
В Свято-Духовом кафедральном соборе Минская икона Богоматери находится и до настоящего времени. Она помещается в средине храма, в киоте с левой стороны, при первом столпе от главного иконостаса. Высота ее — 2 аршина, а ширина — 1 аршин и 5 1/2 вершков. На ней изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными красками на деревянной доске и покрыта серебряной вызолоченной ризой, украшенной драгоценными камнями. На этой серебряной ризе внизу вычеканена следующая краткая надпись исторического характера: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския святым Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, на реке Свислоче, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу».
Многое видел город Минск спустя годы. Нет теперь в Минске церкви Рождества Богородицы, в 1937 году был разрушен кафедральный Петро-Павловский собор. Множество церковной утвари и образов безвозвратно погибли при этом, Но Господь снова сохранил чудодейственную икону. До самой Великой Отечественной войны икона находилась в деревянном складе неподалеку от окружного Дома офицеров, хранясь в неподходящих для этого условиях, могла легко прийти в негодность, учитывая ее возраст. Однако и на этот раз промысел Божий не допустил гибели святыни. Во время войны набожная православная жительница Минска Варвара Васильевна Слобко обратилась к немецким оккупационным властям с ходатайством о передаче церкви собственности, которая находилась в данном складе. Разрешение было получено. И вот под слоем пыли женщина увидела дивный лик Пресвятой Богородицы. Так снова была найдена икона. Потребовалась кропотливая реставрация ее художником и иконописцем Г. Виером, которая целиком подтвердила древнее происхождение образа. Затем икона была передана в только что открытую Свято-Екатерининскую (в то время Петро-Павловскую) церковь, где находилась до 1944 года, то есть до закрытия этой церкви. В 1945 году она была перенесена в кафедральный собор Святого Духа, где и находится до сегодняшнего дня.
Какая глубоко поучительная для нас история этой чудодейственной святыни! Сколько раз Минская икона Божьей Матери могла погибнуть, но каждый раз оказывалась недосягаемой для огня, врагов и всепоглощающего времени. Каждый раз промысел Божий таинственно сберегал святой образ для нашего спасения и научения. Так Матерь Божья, заступница Минска (недаром же она размещена в окружении Ангелов на старинном гербе Минска), через свою икону принимала и принимает молитвы и надежны многих поколений минчан. И в наше нелегкое время безостановочно идут и идут к ней люди, молятся, ставят свечки, просят помощи и заступничества за всех нас с твердой верой в ее спасительную мощь.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/vladimir485643/post237905683

* * *

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Минская»

О, Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О, Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.