Состоялось заседание Епархиального совета Туровской епархии

26/08/2011
Состоялось заседание Епархиального совета Туровской епархииСостоялось заседание Епархиального совета Туровской епархии

26 августа 2011 года. В конференц-зале Туровского епархиального Управления прошли заседания Епархиального собрания и Епархиального совета. Заседания возглавил Преосвященнейший Стефан, епископ Туровский и Мозырский.

Заседание Епархиального собрания началось с доклада клирика Свято-Михайловского кафедрального собора протоиерея Александра Лопушанского. В своем докладе отец Александр, по благословению Владыки, затронул тему опрятности и внешнего вида священника. Также на собрании обсуждались вопросы подготовки к предстоящему Крестному ходу с Юровичской иконой Божией Матери, который состоится 13 сентября 2011 года, и вопросы подготовки приходов к зимнему периоду.

Затем прошло заседание Епархиального совета, на котором обсуждались и рассматривались насущные вопросы жизни Туровской епархии.


Доклад на общем собрании клириков Туровской епархии
клирика Свято-Михайловского кафедрального собора протоиерея Александра Лопушанского

Дорогие отцы и все здесь присутствующие! Позвольте мне обратиться к вам словами блаженного Иеронима Стридонского «...если мы занимаем место апостолов, то будем подражать не только слову проповеди их, но и обращению и воздержанию их».

По словам святейшего патриарха Московскаго и всея Руси Алексия Второго «Сам по себе священник не носитель абсолютной истины, и священный сан отнюдь не является гарантией безошибочности суждений. Не надо отождествлять себя с Церковью, которая в своей Полноте одна - единственная есть “столп и утверждение Истины” (1 Тим. 3. 15)».

«Священнику в Таинстве Рукоположения, продолжает патриарх Алексий, дается великая власть отеческой любви, а не личного эгоистического произвола. Народ наш всегда это чувствовал и сознавал, и потому ласково называл священника батюшкой, отцом. Но, к сожалению, некоторые священнослужители, настоятели не заслуживают этого наименования, потому что ведут себя на приходе как мини-папы, мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто неразумной, воле, своему эгоизму. ( Таких примеров в нашей епархии к сожалению достаточно) Так властолюбие одних создает раболепство других, и наоборот - лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других».

Блаженный Иероним Стридонский считал, что к подбору священнослужителей надо подходить очень внимательно: «Многие строят стены и ставят колонны церковные; пишет он, белеет мрамор, потолки блестят золотом, алтарь украшен дорогими камнями, а о выборе служителей нет заботы».

Иероним отмечал, что некоторые хотят принять рукоположение, «чтобы с большей свободой видаться с женщинами». Святой Иероним смело обличал духовных пастырей, которые вели слишком изнеженную и мирскую жизнь. В свое время он отмечал в священнослужителях наличие модной одежды и обуви, завитые волосы, перстни на пальцах, что и приводило к пониманию того, почему он с недоверием относился к клиру и выступал за более скромный образ жизни.

В жизни каждого священнослужителя, по словам блаженного Иеронима, важно, чтобы слова не расходились с образом действий, ведь можно «с полным животом рассуждать о посте», а «обличать любостяжание может и разбойник».

«Получивший высокое достоинство, и поэтому считающий дозволительным для себя грешить, делает не что иное, как старается представить человеколюбие Божие причиною грехов своих, что говорить всегда свойственно людям нечестивым и безпечно ведущим жизнь свою», говорит святитель Иоанн Златоуст.

Протоиерей Василий Певницкий рассуждал так: «Как служитель Божий, он (священник) всегда и везде должен выдерживать строгий и степенный характер. Отсюда и во всех внешних приемах его не должно быть ничего резкого, ничего грубого и дерзкого, ничего отзывающегося легкомыслием и обнаруживающего в себе недостаток меры и самообладания; но на всем внешнем виде его должна лежать печать серьезности, скромности и, если возможно, благоговейности, приличной сану священника».

Также одним из важных моментов пастырской жизни является внешний вид священника. Поскольку священник вне стен храма и во внебогослужебное время так же остается пастырем и носителем священнической благодати, то возникает закономерный вопрос – как должен выглядеть священнослужитель?

Жизнь и практика Церкви давно выработали особый покрой одежды священника, и было бы самым лучшим вариантом, если бы пастырь всегда ходил в духовной одежде. Поскольку священник всегда на виду, то его одежда - ряса, во-первых, его самого удерживает от многих, его сану несвойственных слов, жестов, поступков, от посещения соблазнительных заведений. Во-вторых, духовная одежда является некоторым исповедничеством нашего звания. В-третьих, покрой и стиль духовной одежды священнослужителя призывает к степенности, к скромности, строгости, целомудрию.

Но бывают определенные условия, когда возникает у священника необходимость надеть гражданскую одежду. Какой должна быть эта одежда? Вот несколько рекомендаций.

Одно из главных условий – это, конечно же, опрятность. Постиранная, отглаженная и аккуратная одежда, даже если она не новая, все равно оставляет приятное впечатление. Яркая, джинсовая, спортивная и молодежная одежда для священника совершенно недопустима, как, впрочем, и дорогая и роскошная. Необходимо найти золотую середину в ношении одежды, не оскорбляющей священного сана и не подающей соблазна мирянам.

Более всего для этих целей подходит строгий выдержанный стиль одежды. Отглаженные брюки и строгий пиджак, джемпер или свитер неяркого цвета придадут священнику вполне целомудренный вид.

В летнее время костюм может быть светлым и легким. Совершенно недопустимо, священнослужителю обнажаться и носить перед людьми короткую одежду (шорты, майки) или нижнее белье.

Обувь также должна соответствовать деловому стилю одежды.
Верхней одеждой могут быть плащи, пальто и полупальто строгих цветов. Короткие цветастые, спортивные, кожаные куртки не могут быть приемлемы для священнослужителя. Священник, даже в одежде гражданской - строгой, опрятной и со вкусом подобранной, сможет дать пример своей пастве в целомудрии, строгости и порядочности.

Для священника, особенно служащего в многолюдном городе и являющегося общественной фигурой, его внешний вид отнюдь не является третьестепенным фактором. Ведь многие судят о священниках по наружности, и иногда человеку достаточно увидеть священнослужителя, который выглядит отталкивающе, чтобы начать негативно воспринимать всю церковную действительность в целом.

Особенно за своим внешним видом священник должен следить во время совершения богослужения. «В это время вся внешность его должна быть приведена в такой порядок, чтобы видящие его по виду его могли заметить, что он идет совершать великое и святое дело Божие» говорит протоиерей Василий Певницкий. Не случайно протоиерей А. Ковальницкий включал уход за волосами в список тех «мелочей», которые имели ближайшее отношение к богослужебной деятельности. Он советовал священникам перед выходом из дома на литургию поправлять на себе платье и волосы и следить за тем, чтобы волосы были причесанными и всегда находились в «безукоризненном приличии».

"Душа священника должна сиять подобно свету, озаряющему вселенную, а мою душу окружает такой мрак от нечистой совести, что она, всегда погруженная во мрак, не может никогда с дерзновением воззреть на своего Владыку"- Говорит святитель Иоанн Златоуст.

Священник, в своей жизни должен быть к себе очень строг, максимально взыскателен, а во-вторых, он должен жить так, чтобы всеми силами и всеми доступными ему средствами воспитывать в себе того внутреннего человека, о котором однажды сказал преподобный Серафим Саровский: "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся". Если священник сумеет стяжать внутри себя этот дух мира, любви к Богу и ближним, если он воспитает своего внутреннего человека, то он станет источником спасения для очень многих. Если же не сумеет воспитать себя должным образом, то произойдет то, о чем говорил Христос: "Врач! исцели самого себя" (Лк. 4:23), или: "Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15:14).

Свой небольшой доклад хотелось бы закончить словами святого праведного Иоанна Кронштадского: "Добрый пастырь, каков он должен быть по заповеди Христовой, подвизается не менее тысячи мучеников. Мученик однажды умер за Христа, а пастырь, если он таков, каким он должен быть, тысячекратно умирает за свое стадо". Отсюда и другой вывод - неожиданный. "Не полагаю, чтобы между священниками было много спасающихся, напротив - гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. И тогда, когда другие грешат, - вина падает на него".

Состоялось заседание Епархиального совета Туровской епархииСостоялось заседание Епархиального совета Туровской епархии
Состоялось заседание Епархиального совета Туровской епархииСостоялось заседание Епархиального совета Туровской епархии