Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский

День памяти: 11 февраля по новому стилю

Святитель Лаврентий, печерский пустынник, подвизавшийся в святительском сане в Турове, словно начертал в своем сердце эти слова Господа Иисуса Христа, ревностно послужив Ему в строгом затворе, в молитвенном общении с Творцом и Господом.

Доподлинно известно, что именно святой Лаврентий стал в 1184 году преемником святителя Кирилла на Туровской кафедре. Удивляет умолчание об этом периоде жизни святого его жизнеописателем — автором жития, которое вошло в состав Киево-Печерского Патерика и откуда фактически без изменений оно было взято епископом Димитрием Ростовским для книги житий святых, а также и описание святого Лаврентия в иконописном «Подлиннике»: «над-сед, брада, аки Богословля раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». Прежде чем пытаться разрешить эту загадку, попытаемся восстановить хотя бы основные этапы жизни святителя Лаврентия Туровского на основании тех фактов, о которых повествует агиограф и о которых немногословно сообщают русские летописцы.

Как и в большинстве подобных случаев, невозможно установить ни времени, ни места рождения святого, ни его имени в миру.

Можно лишь высказать догадку, что родился он приблизительно в 30-е годы XII века, возможно, в самом Турове либо его окрестностях. Не исключено, что первые аскетические опыты он творил в одном из местных монастырей, скорее всего в Борисоглебском. Однако в более или менее совершенном возрасте, уже во второй половине столетия он, желая боль ших подвигов аскезы, направился во святые пределы Киевской Лавры, где и «дерзнул, словно добрый воин Христов, наедине бороться с ополчающимся врагом душепагубным, и возжелал в затворе молиться Богу». Но, испросив благословения на этот подвиг у игумена, он получил категорический отказ: в стенах монастыря еще слишком свежа была память о затворник Иоакиме и Никите, которые не устояли перед искушением бесовским; сражаясь с лукавым врагом в одиночку, они были обмануты диаволом, ибо в ангельском обличий в видении явился им искуситель. Запрет игумена не остудил, однако, намерен Лаврентия, которого Господь уверил в его силе противостоять вражеским козням, и он удалился от Пещер и затворился в келии соседнего монастыря Святого Великомученика Димитрия Солунского.

Чтобы понять причины, побудившие Лаврентия искать исполнения своих намерений в Димитриевой обители, следует вкратце вспомнить ее историю. Основанный Великим князем Изяславом-Димитрием 1051-1055 годах, монастырь этот переходил как «отний» к потомкам — князьям Туровским, наследникам Великого князя Святополка, бывшего началодержца Туровского. Именно в н были похоронены туровские властители и вообще потомки Изяслава, например, в 1087 году — Ярополк. Этот князь Ярополк-Петр собирался воздвигнуть во ограде Димитриева монастыря церковь Святого Петра недалеко от возведенного его отпом храма во имя тезоименитого ему великомученика, но, вероятно не успел дождаться конца строительства. В то время как сам Ярополк поддерживал вкладами Димитриев монастырь, его дочь Анастасия, жена Глеба Минского, делала значительные жертвования Печерским инокам, и после ее смерти, словно прибавляя к ее дарам и этот храм, построенный дедом Анастасии, в 1128 году «в Печерском монастыре монахи церковь Святого Димитрия перенесли, именовали с великим грехом и неправдою (во имя — A.M.) Святого Петра» (В.Н.Татищев. Цит. соч. Т.2. Стр. 140). Уже во второй половине XII столетия храм этот вместе с монастырем вернул прежнее имя и вновь получил самостоятельность.

Возможно, туровское происхождение святого Лаврентия вкупе с осознанием того, что Димитриевский настоятель еще раз подчеркивая независимость своей обители, даст благословение на недозволенный в Лавре подвиг, повлияло на решение настойчивого в своей духовной брани Лаврентия отойти от святых Пещер.

Восприняв таким образом в новой обители «подвижнейший подвиг» затвора, Лаврентий «начал весьма подвижнически жить, и о спасении своем великое тщание иметь, с каждым днем на большие труды простираясь, умерщвляя все страсти похотные гладом воздержания и посекая их мечом духовным — гласом молитвы, а лукавого огненные стрелы водою слез погашая». За столь благочестивое житие Господь наделил Лаврентия даром чудотворных исцелений, силою изгонять бесов. Однажды дар этот проявился особенно ярко. К святому был принесен некий киевлянин, одержимый бесами, и Лаврентий, «желая, чтобы прославлена была благодать «отечества своего духовного — Печерского святого монастыря, по¬велел того человека туда вести». Однако бес не смел приблизиться ко святому месту ради праведников, которые там подвизались, ибо, как сказал демон, «в монастыре тридцать живет черноризцев, которых боюсь; с прочими же борюсь». Когда же было решено оставить того бесноватого в пещерах, бес промолвил:

"Какая польза мне с мертвыми бороться, ибо они мне большее дерзновение имеют к Богу молиться о своих черноризцах и о приходящих к ним. Но если хотите сражение мое видеть, ведите меня в монастырь, когда не будет там этих тридцати; с прочими всеми бороться могу"

На вопрос святого Лаврентия бес назвал тридцать имен благочестивых монахов, которые могли бы словом единым изгнать его; эти же имена назвал затем и бывший бесноватый, рассказав, что он был исцелен после того, как встретила его Приснодева, такая же образом, как на чудотворной иконе, с тридцатью названными братиями — апостолами Богородицы, как образно назывались насельники Киевской Лавры.

Далее в сказании о Лаврентии говорится лишь то, что,

"различных добродетелей своих равноангельских многие образы в монастыре Изяславлем оставив, возвратился вновь в Печерский святой монастырь, и по кончине своей богоугодной ...положен честно в пещере, где доныне чудотворные его мощи пребывают нетленны«

Остается выяснить, сознательно или случайно, сосредоточив внимание на одном лишь чуде святого Лаврентия, автор повествования выпустил из него рассказ о последовавшем туровском периоде жизни чудотворца. Между тем, агиограф не мог не знать о нем. В том же Печерском Патерике, в «Послании Симона к Поликарпу» говорятся, что из иноков Лавры Иларион стал Киевским митрополитом, а после него, среди прочих епископов, рукоположенных из числа братии Лавры, упоминается и Лаврентий, поставленный в епархию Туровскую. Кроме того, доподлинно известно, что 23 февраля 1184 года святой Лаврентий в сане епископа присутствовал на посвящении во игумена Печерского «попа Василия со Щековицы», на кандидатуре которого «после смятения великого и едва согласившись» остановилась братия монастыря, причем вероятно, что Лаврентий был приглашен в качестве судьи как бывший насельник этой обители и как лицо незаинтересованное и непредвзятое. Сообщение о Лаврентии — епископе Туровском вероятно тем более в свете его хиротонии именно как затворника Димитриева монастыря, непосредственно связанного происхождением своим и историей с Туровскою землей.

Все это, однако, не объясняет главного: почему в житии ничего не сказано о епископском служении Лаврентия? Разгадку, думается, следует искать в самом повествовании. У нас сложилось впечатление, что в сказании о святом Лаврентии есть определенная нелогичность: с одной стороны, он вынужден (либо его принуждают) перейти в соседний монастырь, а с другой — Лаврентий являет чудо исцеления именно в Печерской Лавре. Наконец, дни свои он заканчивает в обители Святого Димитрия, но похоронен вновь-таки в Киевских Пещерах. Может быть, вначале повествование о святом Лаврентии было написано в Димитриевом монастыре, но поскольку в нем говорится о бывшем печерянине, а чудотворение произошло также в Лавре, — составитель Патерика внес в него и это сказание, предварительно подвергнув его некоей обработке, в результате которой и могло быть опущено упоминание о епископстве сего затворника. Возможно также, что умолчание о туровском периоде жизни святого Лаврентия связано с неизвестной страницей в истории самой епархии: не исключено, что, как это бывало и раньше, она при епископе Лаврентии вновь прервала свое существование, тем более, что с этого времени о ней нет никаких сведений до 1345 года, имена ее иерархов не упоминаются до 1390 года, и в этом же столетии кафедра переносится из Турова в Пинск.

Неоднозначным также может быть и ответ на вопрос о том, где скончался святитель Лаврентий. Если предположить, что он преставился в сане епископа, то местное предание о том, как на кладбище при Борисоглебском монастыре были найдены и после перенесены в Антониеву пещеру нетленные мощи святого затворника приобретает особый смысл. Если же доверять сведениям изложенным в Патерике, то можно предположить, что, как и в случае своего предшественника на Туровской кафедре, святитель Лаврентий сложил с себя добровольно либо по принуждению святительский сан и действительно завершил полноту дней своих затворником Димитриева монастыря.

К сожалению, нельзя наверняка назвать день кончины святого Лаврентия. Его память празднуется 29 января (11 февраля по новому стилю) и, вероятно, именно эта дата была днем его преставления. Впрочем, архиепископ Сергий во втором томе «Полного месяцеслова Востока» называет также и дату 10 мая. Судя по раннему времени написания повествования о чудотворении, святой Лаврентий стал местно почитаться вскоре после своей кончины, но точное время начала его почитания назватъ невозможно. В рукописных святцах XVII века святой Лаврентий назван первым среди погребенных в Киевской Пещере. В девятой песни, втором тропаре канона Печерским отцам молятся и святителю Лаврентию Туровскому.

Тропарь Лаврентию, затворнику Печерскому, епископу Туровскому, в Ближних пещерах

Всеблаженне Лаврентие, / затворивый себе Господа ради в месте тесне / и в нем многа лета трудолюбне поживый, / молися о нас ко Господу, / яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, / получим отверзение дверей милости Господни в День судный.

Тропарь Елисею Лавришевскому и свт. Лаврентию, затворнику Печерскому, еп. Туровскому, в Ближних пещерах

Преподобне отче наш Елиссее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас / нетленным венцем славы Своея.