Здесь был монастырь знаменитый

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы хочется рассказать о бывшем в Сельце женском Благовещенском монастыре. Он находился на окраине нынешнего селения, там, где ныне расположено кладбище. Основателями его были князья Адам и Александра Вишневецкие в 1609 году, которые на содержание его записали треть доходов со всех угодий Селецкого Преображенского мужского монастыря. К числу благотворителей принадлежала и княгиня Констанция Вишневецкая.

В 1632 году княгиня Христина Вишневецкая отдала сей монастырь вместе с мужским, бывшим тогда в запустении, игумении Киевского Вознесенского Печерского монастыря Олимпиаде Рогозиной-Соличевой. Данная передача была санкционирована митрополитом Петром Могилой.

В 1726 году православные монахини были изгнаны за то, что не явились в Мозырский суд по тяжебному делу (об убийстве, совершённом монастырским служителем) с помещиками Оскерками. После 1726 года монастырь перешёл во владение Брагино-Селецких базилиан (униатов).

Известны его следующие настоятельницы: 1632 год – игумения Олимпиада Рогозина, 1687 год – игумения Досифея Воронич, 1723 – игумения Антонина Острейко, 1725 – игумения Александра Кулевская, бывшая одновременно настоятельницей Мозырского монастыря (принадлежавшего в то время Селецкому монастырю).

Из священнослужителей известны двое: игумен Иоанн Милькевич – игумен Преображенского монастыря (упоминается под 1612 годом) и архимандрит той же обители Афиноген Крыжановский. Интересна судьба этого человека. Упоминание о нём сохранилось в делах Московского посольского приказа. Из них мы узнаём, что к патриарху Филарету пришёл из Польши один из бывших униатских архиепископов, пожелавший возвратиться к Православной Церкви. Филарет приказал его вновь крестить как крещённого прежде чрез обливание. Это был Афиноген Крыжановский, который в 1630 году, июня 24 , явился в Путивль и дал здесь воеводам следующее о себе показание: пострижен он был в Мозырском Свято-Духовском монастыре и в 1628 году рукоположен в иеромонаха Киевским митрополитом Иовом в Киево-Печерской лавре. Но как только возвратился в Мозырский монастырь, княгиня, жена Адама Вишневецкого взяла его в свой Селецкий монастырь в архимандрита, а потом, едва исполнился год изгнала его. Он отправился к униатскому митрополиту Вельямину Рутскому, который не только принял его в унию, но и поставил во Владимире-Волынском вместе с двумя другими униатскими епископами архиепископом Хорвацкой земли. Около полугода служил он архиепископом у митрополита Рутского, а теперь желает покаяться и вновь принять православие. Затем Афиноген вручил путивльским воеводам письмо о нём густынского игумена Феодосия к царю и патриарху и свою ставленую архиерейскую грамоту и просил переслать в Москву. Царь велел пропустить Афиногена в столицу, а патриарх после предварительного испытания велел присоединить его к православию чрез крещение, определил в Угрешский монастырь и вскоре сделал его там келарем. Но Афиноген, воспользовавшись монастырскими доходами, задумал возвратить себе архиерейское достоинство и чрез посредство далматского князя Ивана Альберта, находившегося в Москве, решился послать письмо и четыре сорока соболей турецкому паше, чтобы тот заставил царьградского патриарха Кирилла Лукариса написать ему прощальную грамоту, и разрешил ему быть по-прежнему архиепископом, а другие четыре сорока соболей и несколько денег назначил послать самому Кириллу Лукарису. Всё это обнаружилось, и разгневанный Филарет сослал 17 июня 1632 года Афиногена в нижегородский Печерский монастырь, велел держать этого чернеца-вора в хлебне на цепи скованного и потом допросить на правеже об его замыслах и о деньгах, что он воровски собрал с вотчин Николо-Угрешского монастыря. Афиноген сознался во всём и найденные деньги были отобраны.

В 1839 году Селецкие монастыри были возвращены в православие и в 1842 году упразднены. Преображенская церковь стала приходской, а Благовещенская – кладбищенской. В клировой ведомости за 1903 год настоятель Селецкого прихода Александр Павлович Афонский писал: домовой церкви в сем приходе нет, а была кладбищенская… ныне совершенно развалившаяся. В более поздних клировых ведомостях она вообще перестаёт упоминаться. По воспоминаниям старожилов на месте её была построена каплица, сгоревшая во время Великой Отечественной войны, но это не подтверждается документами...

… Ныне на месте Благовещенского храма можно видеть углубление, оставшееся от церковного подвала, окружённое могилами.

Иерей Ростислав БОНДАРЕНКО,
настоятель Селецкой Спасо-Преображенской церкви